Проекты и провалы 2024 года

Оценить
Проекты и провалы 2024 года
Прошлый год в Саратове был годом больших проектов. Сейчас приходится констатировать, что ни один из них не был выполнен.

Реализация перенесена на этот год и то не для всех проектов. Некоторые как представляется, будут вообще благополучно забыты. Не до них сейчас, когда такое творится.

О каждом из этих проектов саратовские СМИ писали достаточно, но все равно, если свести всю информацию о главных проектах в одном тексте, то получится совсем уж неприглядная картина.

«Скоростной» трамвай

Конечно, притча во языцех — это так называемый скоростной трамвай. Почему так называемый? По той простой причине, что на девятом маршруте, а речь идет, прежде всего, о нем, трамвай в принципе не может развить большую скорость — слишком много поворотов и пересечений с другими улицами —  почти тридцать. Кстати, единственный реально скоростной трамвай — в Волгограде, но там маршрут идет по прямой, а пересечения с другими улицами упрятаны в тоннели. 

На начало года ситуация такова:

16 декабря, Арбитражный суд Саратовской области внес изменения в мировое соглашение по резонансному спору ООО «Саратовгорэлектротранс» (учреждено правительством области) и ООО «ФракДжет-Строй» по поводу реконструкции сети трамвайного маршрута № 9 в региональном центре. Соответствующее определение опубликовано в картотеке арбитражных дел «Электронное правосудие».

В решении арбитража сказано: «Стороны договорились продлить срок выполнения работ по договору генерального подряда до 30.06.2025 (включительно) (…) В пункт 5.1 договора генерального подряда внести следующее изменение: слова «не позднее 01.12.2024» заменить словами «не позднее 30.06.2025». То есть полноценный пуск 9 маршрута намечен на начало июля. Будут ли соблюдены эти срока — покажет время.

Конечно, возникают вопросы. Например, такой: почему нигде ничего не говорится о маршруте № 10? Сейчас он, понятно, не функционирует, ведь большая его часть совпадает с маршрутом девятки? Но что будет потом — будут ли и его реконструировать, оставят как есть, закроют вообще? Подвергнутся ли реконструкции пока еще работающие маршруты 3 и 11? Если да, то жителям Дачных, СХИ и Солнечного можно только посочувствовать. Придется ли нам опять читать в канале губернатора, что он пешком пройдет весь маршрут, лично инспектируя ход работ?

Театр оперы и балета

Работы по реконструкции саратовского оперного театра были начаты в 2020 году и должны были завершиться ещё до конца декабря 2022 года. Тогдашний  губернатор Валерий Радаев обещал в 2021 году, что реконструкция объекта «будет идти как по нотам». Но в том же году работы были приостановлены на несколько месяцев и возобновились в сентябре. В 2022 году Бусаргин, будучи уже врио главы региона, признал, что реконструкцию невозможно закончить вовремя. Аукционы на реконструкцию здания оперного театра срывались несколько раз. В общей сложности подрядчика искали около трех лет. Изначально ремонт оценили в 2,5 миллиарда рублей, правительство же выделило на него 1,4 миллиарда. С компанией «Адепт Строй» контракт заключили на сумму 1,6 миллиарда рублей.

В декабре 2023 года выяснилось, что театр не законсервирован, через оконные проемы в здание попадают осадки, хотя правительство собиралось решить этот вопрос. В январе губернатор сообщил, что власти найдут деньги для решения проблемы. Контракт на создание проекта консервации театра заключили с ООО «Эсгал». Он обойдется властям в 3,39 миллиона рублей.

Осенью прошлого года в канале Бусаргина появилась информация, что за реконструкцию театра будет отвечать федеральное министерство культуры.

12 ноября губернатор писал: «В настоящий момент идет сложный юридический процесс передачи объекта на федеральный уровень. Это займет определенное время, поэтому первоочередная задача — обеспечить сохранность объекта культурного наследия до момента возобновления строительства. Все судебные разбирательства с бывшим подрядчиком реконструкции театра оперы и балета завершены. С него удалось взыскать около 1 миллиарда рублей».

В этом году выделили из областного бюджета средства на разработку проекта по консервации. Сейчас он проходит государственную экспертизу. После положительного заключения будет объявлен аукцион. Договор планируется заключить до конца декабря, чтобы с начала 2025 года приступить к проведению всех необходимых работ, включающих в себя закрытие контура здания, восстановление системы отопления и другие направления.  

Но как выяснили коллеги, министерство культуры РФ не может взять в оперативное управление Саратовский академический театр оперы и балета. Такой ответ министр культуры Ольга Любимова дала на запрос депутата Госдумы Ольги Алимовой. В ответе говорится: «Принимая во внимание наличие финансовой задолженности по ранее заключенному договору подряда, отсутствие финансирования на содержание объекта, а также имеющиеся незавершенные судебные разбирательства, закрепление на праве оперативного управления объекта за Минкультуры России и подведомственными учреждениями в настоящее время не представляется возможным». 

Но ничего об этом губернатор не писал — так же, как о взаимоотношениях с ООО «Эсгал», которое выиграло тендер на разработку проекта  консервации руин театра. На конец прошлого года проекта не было. 12 декабря областной арбитраж открыл дело, в рамках которого с «Эсгала» взыскиваются пени за сорванные сроки в сумме 295,4 тысячи рублей. 

И о начале работ  с первых дней января ничего не известно. Это понятно — какие могут быть работы без проекта? Потом, по всей видимости, последуют суды, новые конкурсы  на проведение работ. За это время здание еще больше разрушится.

Столыпинский индустриальный парк

Сейчас уже никто и не помнит, что осенью 2023 года губернатор трижды с короткими интервалами обратился к народу с посланиями, названными «О развитии Саратова» — части 1, 2 и 3. Одной из главных тем было создание Столыпинского индустриального парка. Основных тезисов было два: природа не пострадает, а, наоборот, улучшится. «Знаю, что многие скептически относятся к этому, но хочу поставить точку в обсуждении — парк будет отвечать всем экологическим стандартам. Это принципиальная позиция и обязательное требование к площадке, а также будущим резидентам. Никаких уступок на этот счет не будет. Более того, проектом предусмотрено не только сохранение прилегающих прудов, но и организация там мест отдыха», — писал губернатор. Тезис  второй —  парк привлечет инвестиции, там будут функционировать двадцать два предприятия. Пока об инвестициях известно одно: на обустройство коммуникаций был привлечен федеральный кредит на сумму более миллиарда рублей. Но уже в начале прошлого года в канале губернатора не было ни одного поста о технопарке.

О природе можно сказать одно: прекрасное место отдыха, которое в народе звали Золотая долина, уничтожено.

Что же до многочисленных резидентов парка, то и здесь ситуация не лучше: их как было три в начале прошлого года, так три и осталось. Почему так? Об этом много писали — среди причин назывались трудности с логистикой, подвозом рабочей силы, наконец, дефицит рабочих рук, общая ситуация в экономике.

Бюджетные вливания в Столыпинский парк оценивались в 3,2 миллиарда рублей. В основном это кредиты, а их нужно отдавать. На нулевую рентабельность проект выйдет лишь к 2039 году — при удачном стечении всех обстоятельств.

В правительстве заявляли, что  деятельность индустриального парка привлечет 3,8 миллиарда рублей дополнительных поступлений в бюджет. Но за пятнадцать лет. Тогда в пересчете на год получается чуть более 250 миллионов. Стоило ли огород городить?  

Пассажирское речное сообщение

Первоначально пассажирское сообщение на скоростных судах на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р» было анонсировано на осень прошлого года. Но не срослось — теперь рейсы по Волге перенесены на весну этого года. Почему так случилось — понятно: первое судно для Саратова было спущено на воду 27 ноября.

Первоначально было объявлен, что область собирается приобрести пять судов  типа «Валдай 45Р». Почему именно пять, кто проводил подсчеты, сколько  их нужно для области — неизвестно. К примеру, у  куда более состоятельной Самары три СПК, в Ростовской области и в Чувашии по два.

Пока, со слов министра транспорта области Алексея Петаева, известно, что область уже приобрела два. Но на сайте Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях о втором «Валдае» для Саратова информации нет. Ну, пять, значит пять. В декабре прошлого года был объявлен аукцион на приобретение трех СПК по цене 170 миллионов за корабль. На участие в аукционе не было подано ни одной заявки. «По результатам несостоявшихся закупочных процедур в форме электронного аукциона в настоящее время министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ведётся процедура согласования заключения контрактов на поставку судов «Валдай 45 Р» с единственным поставщиком», — заявил глава ведомства Алексей Петаев. Единственный поставщик — это производитель «Валдаев» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Но там переизбытка судов не наблюдается, их строят под заказ — это первое. Второе и главное: 170 миллионов рублей «Валдай» стоил летом 2023 года. Сейчас можно прикинуть, что стоимость СПК приближается к 200 миллионам.

Очистные сооружения, пляж в Затоне, новый микрорайон на месте аэропорта

Теперь коротко о еще нескольких проектах, так и нереализованныхв прошлом году. Пляж в Затоне. Его запуск чиновники обещали к 1 августа, но сроки оказались сорваны. Берегоукреплением в Затоне занимается ярославская компания «ЕКС». В 2023 году ей выделили на работу 1,2 миллиарда рублей, в 2024 — ещё 1,9 миллиарда.

«Ищите тех, кто будет отвечать за свои слова. Это что такое? Погода стоит прекрасная, никто не работает. Разве это дело? Позор так организовать работу!» — возмущался Вячеслав Володин  летом прошлого года.

Строительство очистных сооружений в Глебучевом овраге, для этих целей федеральный бюджет выделил области 1,6 миллиарда рублей. Первый конкурс по определению подрядчика сорвался — никто не сделал заявку. Договор, заключенный после второго конкурса, был вскоре расторгнут. Тут же выяснилось, что проект очистных сооружений, подготовленный в 2019 году, основан на устаревших данных. Если бы очистные были построены по этому проекту, то они оказались бы попросту нерабочими. Кстати, строительство очистных сооружений включено в федеральную программу «Оздоровление Волги».

Строительство нового микрорайона на территории старого аэропорта.  Когда летом прошлого года проект был обнародован, то вызвал дискуссию среди архитекторов и общественников. Дело, прежде всего, в том, что микрорайон «запр ёт» Юбилейный и другие поселки в сторону Усть-Курдюма. Там и сейчас постоянные пробки в часы пик. Новый микрорайон рассчитан на 30 тысяч жителей, это дополнительно примерно 10 тысяч автомашин. Но дорога туда только одна — по Соколовогорской и обратно, в город — тоже одна — по Мясницкой. Расширить их невозможно, мешают застройки  и рельеф местности. Осенью на территории начались подготовительные работы, но велись они ни шатко, ни валко. Сейчас встали вообще.

Новый год — новые проекты — в дополнение к нереализованным. Намечены строительство транспортной развязки на Славянской площади, вторая очередь Парка покорителей космоса, дворцы гандбола и единоборств. Насколько эти проекты остро необходимы — судить вам.