Молчание резидентов. Число фирм, подписавших договоры со Столыпинским индустриальным парком, не увеличивается с февраля

Оценить
Молчание резидентов. Число фирм, подписавших договоры со Столыпинским индустриальным парком, не увеличивается с февраля
Индустриальный парк в апреле 2024 года. Кадр видео противников строительства
Сейчас любимая игрушка саратовской власти — третья очередь набережной от моста и вверх по течению до Затона. Столыпинский парк превращается в свалку, число резидентов не растет, а на нулевую рентабельность проект СИП может выйти только 2039 году.

Представьте детскую комнату избалованного ребенка богатых родителей. Повсюду раскиданы игрушки, на видном месте те, что нравятся сейчас, по углам те, что надоели. Наша региональная власть напоминает чем-то такого ребенка. Сейчас любимая игрушка — это третья очередь набережной от моста и вверх по течению до Затона. Стоимость этого этапа строительства — 2,5 миллиарда рублей, и эти деньги еще предстоит отыскать. Но на строительство набережной приезжает Вячеслав Володин, здесь проводятся совещания, словом, этот проект сейчас в фокусе внимания.

Судите сами — реконструкция оперного театра провалилась, сейчас найти бы средства на его консервацию, проект так называемого скоростного трамвая только выплыл из пучины судебных разбирательств, определены новые сроки завершения реконструкции 9 и 10-го маршрутов, когда возьмутся за «тройку» — не совсем понятно.

Были и другие проекты, менее масштабные — реконструкция Привокзальной площади, устройство еще одного участка набережной в Октябрьском районе и СИП — Столыпинский индустриальный парк.

Вообще, саратовское благоустройство или строительство (жилое и промышленное) — интересные явления. Практически каждый новый проект приносит проблемы определенной группе граждан. Строительство технопарка может привести к гибели Золотой долины — живописного места на окраине города.

Или вот еще пример: в чью-то светлую голову пришла мысль обустроить пешеходную зону вокруг Сенного рынка. В итоге сотни индивидуальных предпринимателей могут лишиться работы. И, кстати, кто будет гулять вокруг рынка?

Свалка на месте индустриального парка

Осенью прошлого года губернатор был одним из самых активных лоббистов индустриального парка. Тогда Бусаргин трижды с короткими интервалами обратился к народу с посланиями, названными «О развитии Саратова», части 1, 2 и 3. Но уже с января по середину мая в его ТГ-канале, где губернатор (его спичрайтеры) очень активен, не было ни одного поста о технопарке. Видимо, охладел.

Прежде одна из частей развития была посвящена именно Столыпинскому парку, проект которого вызвал ожесточенное неприятие граждан. Камнем преткновения стала экология. Противники — жители пяти близлежащих поселков и многие неравнодушные горожане, уверены, что строительство парка погубит Золотую долину. Власти убеждали в обратном: «Знаю, что многие скептически относятся к этому, но хочу поставить точку в обсуждении — парк будет отвечать всем экологическим стандартам. Это принципиальная позиция и обязательное требование к площадке, а также будущим резидентам. Никаких уступок на этот счет не будет. Более того, проектом предусмотрено не только сохранение прилегающих прудов, но и организация там мест отдыха», — писал губернатор.

И что мы видим сейчас, когда стройка только началась? При строительстве очистных сооружений для ливневых стоков компания «ПоволжьеСтройИнвест» засыпает строительным мусором дорогу и берега прудов, причем на территории, не имеющей к промышленному парку никакого отношения. Битый кирпич с построек военной части сваливают чуть ли не в водоохранной зоне вместо того, чтобы вывозить его на свалку. Хотя последнее предусмотрено в документации, подрядчик, видимо, решил сэкономить на утилизации отходов.

На вопросы возмущенных жителей рабочие отвечают, что они строят дорогу, хотя никакой дороги в техзадании у подрядчика нет. Весь прошлый год чиновники с упорством, достойным лучшего применения, уверяли граждан, что бывшее стрельбище военного училища — опасный и зараженный химическими соединениями объект. Теперь подрядчики превращают территорию в свалку. Причем, в свалку, опасную для жизни — если следовать уверениям власти о зараженных кирпичах.

Свалка
Вырубленные деревья на промплощадке. Кадр видео

Существование незаконной, по сути, дороги признает и директор ООО «Управляющая компания СИП» Алексей Лихачёв. Правда, обещает все привести в порядок — когда-нибудь. Его комментарий появился на сайте СИП. «В соответствии с графиком производства строительных работ на участке индустриального парка начали проводить подготовительные работы. На данный момент осуществляется демонтаж остатков зданий и сооружений для дальнейшего устройства внутриплощадочных сетей. Подготавливаются подъездные пути с твердым покрытием для обеспечения прохождения техники к строительным площадкам. Это делается в том числе для того, чтобы крупногабаритными машинами не навредить природе. Также по просьбе дачников был отсыпан проблемный участок грунтовой дороги.

В связи с обращениями граждан сегодня дорога будет перенесена на территорию земельного участка индустриального парка. Мы всегда готовы к диалогу.

По окончании строительных работ временная дорога будет демонтирована, а территория будет благоустроена в соответствии с проектом».

15 мая был поврежден газопровод, и поселок Сокол больше, чем на сутки, остался без газа. Местные жители уверены в том, что виноваты строители, руководство СИП считает, что причина аварии в изношенности коммуникаций.

Три резидента на весь парк

Тогда же — осенью прошлого года, губернатор в своих «посланиях» рисовал прекрасное будущее индустриального парка. «Уже определен предварительный список резидентов, которые планируют зайти на данную территорию. Среди них — швейное и упаковочное производство, электроника, с чистой сборкой без химических выбросов». Скажем прямо, реальный список резидентов отличается от мечтаний губернатора.

На сайте СИП 8 февраля появилось сообщение о том, что определены три первых резидента: Это «Производственно-складской комплекс Барко-Профиль», «Завод им. Ф.А. Блинова» и «Зеленая фабрика». По проекту «Производственно-складской комплекс Барко-Профиль» на предприятиях планируются к выпуску новые виды строительных материалов, в том числе сэндвич-панелей. «Завод им. Ф.А. Блинова» представил проект бизнес-плана по производству грузоподъемного оборудования, а «Зеленая фабрика» — по производству бумажных продуктов из макулатурного сырья.

Повторим, что это было в начале февраля, и логично было ожидать, что почти за четыре месяца резидентов прибавится. Тем более, по уверениям чиновников, от желающих нет отбоя. Мы направили запросы в министерство инвестиционной политики области и в управляющую компанию индустриального парка. Получили практически идентичные ответы. Директор УК СИП в мае сообщает, что «B настоящее время ещё три компании в сфере пищевой промышленности и производства строительных материалов готовят документы к заседанию Комиссии по отбору резидентов. Общая сумма инвестиций резидентов составляет более 2 миллиардов рублей с созданием более 200 рабочих мест.

Информация о наименовании компаний не разглашается по причине сохранения коммерческой тайны. После проведения отбора резиденты будут официально оглашены». Коммерческая тайна скрыла от нас возможных резидентов. Похоже, действительность несколько отличается от планов наших чиновников.

Проморолик
Кадр промовидео индустриального парка

«На возведение Столыпинского индустриального парка Саратовская область получит более 4,5 миллиарда рублей от инвесторов». В центре развития саратовской агломерации и индустриальных парков сообщили, что уже подписано более 20 соглашений о намерениях инвестировать. Это было сказано в августе прошлого года, сейчас май, и где те инвесторы?

Люди, знающие современную экономику, прекрасно понимают, что договор о намерениях вовсе не тот документ, который обязателен для выполнения. Зачастую это может быть просто повод для банкета или фуршета. Бывший губернатор Радаев после возвращения с Сочинского экономического форума традиционно докладывал именно о таких договорах. Что из обещанного сбылось?

На нулевую рентабельность проект может выйдет лишь к 2039 году

Чиновники не устают подчеркивать, что когда индустриальный парк заработает в полную силу, то на область буквально прольется золотой дождь. В октябре 2023 года губернатор пишет: «Есть очень важный плюс и для бюджета — налоговые отчисления. Дополнительные средства можно будет направить на реализацию наших региональных программ по ремонту школ, детских садов, на строительство медицинских учреждений и многое другое».

26 марта этого года заместитель председателя правительства Алексей Никитин отвечает на резолюцию, принятую на митинге против строительства технопарка: «По расчетам экономической эффективности при реализации проекта с привлечением средств специального казначейского кредита за пятнадцатилетний период функционирования индустриальный парк обеспечит дополнительные поступления в бюджет области не менее 3,8 миллиарда рублей и позволит создать к 2030 году более тысячи новых рабочих мест».

Бюджетные вливания в Столыпинский парк оценивались в прошлом году в 3,2 миллиарда рублей. В основном это кредиты, а их нужно отдавать. На нулевую рентабельность проект выйдет лишь к 2039 году — при удачном стечении всех обстоятельств.

Алексей Никитин приводит выглядящую внушительной цифру — 3,8 миллиарда рублей дополнительных поступлений в бюджет. Но за пятнадцать лет. Тогда в пересчете на год получается чуть более 250 миллионов. Но за эти деньги можно построить примерно половину детского сада, четверть школьного здания. Или купить шесть катеров типа T-REX. Знаете же эту историю о прогулочном катере с салоном, отделанном натуральным дубом. Его купили якобы для нужд спасательной службы и сейчас всячески стараются это доказать.

Рабочие места при дефиците кадров

Рабочие места подразумевают и рабочие руки. Чиновники с таким постоянством повторяют мантру о создании новых рабочих мест, будто у нас на бирже труда стоят километровые очереди. Вот и Алексей Никитин говорит о создании более, чем тысячи, новых рабочих мест. Но кто их займет? Известны слова главы Центрального банка Эльвиры Набиуллиной, которая заявила, что экономика сейчас «практически полностью задействовала имеющиеся ресурсы» — количество рабочих рук, производственные мощности. Уровень безработицы — 3 процента, в ряде регионов этот показатель даже ниже — «это означает, что в экономике практически не осталось свободных рук, ситуация с кадрами действительно очень острая, особенно в тех отраслях, которые уже перешагнули докризисный уровень».

Набиуллина
Эльвира Набиуллина. Фото kremlin.ru

В 2022–2023 годах в России значительно увеличился дефицит рабочей силы, по итогам прошедшего года в стране не хватает примерно 4,8 миллиона работников. Такая статистика приводится в исследовании научного сотрудника «Института экономики РАН» Николая Ахапкина.

Дефицит рабочей силы в России резко вырос по итогам прошедших двух лет, говорится в исследовании. Нехватка сотрудников, как отмечает Ахапкин, проявилась даже в условиях, когда количество уже работающих людей остается стабильным. Неудовлетворенный спрос на рабочую силу уже привел к замедлению темпов роста российской экономики, подчеркнул он.

По итогам 2023 года дефицит кадров оказался одним из главных препятствий для развития бизнеса. Согласно исследованию HR-Tech компании «Поток», всего с дефицитом кадров столкнулись 88 процентов опрошенных ею компаний.

Наш регион не исключение. В Поволжье взлетел спрос на рабочих. В последние 30 дней работодатели Поволжского федерального округа разместили более 50 тысяч новых вакансий для рабочих. Это на 37 процентов превышает прошлогоднюю потребность бизнеса в специалистах, имеющих рабочую профессию.

Принимая во внимание тот факт, что отток населения из Саратовской области постоянно растет, наверное, прежде, чем обещать новые рабочие места, стоит задуматься — кто будет их заполнять?

Двенадцать тысяч экспедиторов при отсутствии мигрантов

Но есть один человек, который, похоже, не знает о дефиците рабочей силы. Это саратовский губернатор Роман Бусаргин. В своем канале, том самом, в котором он напрочь забыл об индустриальном парке, Бусаргин с радостью пишет: «Строительство логистического центра Wildberries, — это масштабный для региона проект. Чтобы он был реализован здесь, провели большую работу, так как инвестор рассматривал несколько субъектов. Общий объем вложенных средств по итогам оценивается в 12,5 миллиардов рублей. За этой цифрой стоит порядка 10 тысяч рабочих мест».

Wildberries
Стройплощадка Wildberries. Фото t.me/busargin_r

В другом посте губернатор пишет о строительстве логистического центра компании Ozon. «Для экономики региона это очень важный проект. Общий объём инвестиций превышает 8 миллиардов рублей. Самое главное — будут созданы 2,5 тысячи новых рабочих мест».

Но есть одна проблема. В логистических центрах крупных маркетплейсов работают, как правило, трудовые мигранты. По крайней мере, в Подмосковье, Ленинградском области. Но с мигрантами сейчас ситуация напряженная. После трагических событий в «Крокусе» контроль за ними ужесточен. Правительства ряда среднеазиатских стран призвали своих граждан воздержаться от поездок в Россию. Возможно, со временем ситуация нормализуется. Но представьте 12 тысяч мигрантов-экспедиторов, их нужно где-то расселять, контролировать их поведение, обеспечивать дисциплину. Представляют ли наши власти объем и сложность задач — большой вопрос. И последовательности в действиях властей не замечается. Одной рукой пишем — другой зачеркиваем. С одной стороны, губернатор сокращает сферу занятости мигрантов, запретив им работать в общественном транспорте, такси и общепите. С другой стороны, приветствует создание предприятий, где преимущественно трудовые мигранты и заняты.

«Южный парк» может быть только один

В период ажиотажа вокруг строительства индустриальных парков власти заявили о том, что в южной части Саратова планируют построить новый промышленный парк «для реализации крупных инвестиционных проектов». Об этом сообщала пресс-служба губернатора. Там будут работать крупные промышленные предприятия. «Обязательное условие — каждое новое предприятие должно отвечать современным требованиям экологической безопасности. Этот вопрос всегда будет в приоритете», — заявил губернатор. Новый парк должен был появиться на территории Гагаринского или Заводского районов. С тех пор о парке больше ни слова.

«Южный парк» должен быть только один. Это мультфильм.