Школы, трамваи и деньги. Почему в Саратове молчат о нацпроекте «Безопасные качественные дороги»?

Оценить
Школы, трамваи и деньги. Почему в Саратове молчат о нацпроекте «Безопасные качественные дороги»?
Фото Константин Кашичкин
Саратовский «скоростной» трамвай на некоторое время пропадал из фокуса общественного мнения. Съемочные группы не ездили по будущим маршрутам, губернатор не устанавливал вагончики для постоянного проживания министров на объекте, успокоились суды, ранее решавшие вопросы трамвайного строительства.

И только Роман Бусаргин периодически докладывал в своем канале о том, как идет стройка. Губернатор «грузил» читателей числом работающих и количеством техники, метрами щебеночного и песочного основания, рельсошпальной решетки. Сообщал, что на 9-м маршруте «проведены работы по устройству дренажной системы — 300 метров, земляного полотна — 300 метров, щебеночного основания — 400 метров. Уложено 400 метров шпал и 100 метров рельсов. В общей сложности на объекте для дальнейших работ подготовлено корыто на 6,3 из 7,5 км, выполнено устройство 5,5 км дренажной системы и 5,4 км земляного полотна, сделано 5 км щебеночного основания, уложено 1,6 км шпал и 1,2 км рельсов».

Фото t.me/busargin_r

Когда тебя ошеломляют таким количеством непонятных цифр, поневоле забываешь спросить главное: когда трамвай поедет, причем не в пробный рейс, а в полноценный — с пассажирами. Но г-н Бусаргин об этом сообщает уклончиво. «В рамках совещания на площадке государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, прошедшего в Москве, были обозначены следующие сроки — строительно-монтажные работы по трем маршрутам должны быть завершены до 1 декабря. После этого перед полноценным запуском движения необходимо провести технические испытания, в том числе контактной сети и в целом инфраструктуры. Ориентировочно процесс займет до двух месяцев».

Поневоле закрадывается подозрение, что сроки пуска опять будут отодвинуты. При этом на совещании у министра транспорта Алексея Петаева, отмечалось, что на маршруте № 8 (пл. Орджоникидзе — Комсомольский поселок) зафиксировано отставание от графика. И нет никакой информации о делах на десятом маршруте: Мирный переулок — Октябрьский поселок, то есть Агафоновка. Большей частью этот маршрут совпадает с «девяткой».

Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе недавнего рабочего визита в Саратов 12 августа проинспектировал ход реконструкции трамвайного маршрута № 9. Представители региональной власти пообещали Володину в течение дня передать подрядчику — ООО «ФракДжет-Строй» — обновленную проектную документацию. Политик в ответ подчеркнул, что после этого всю ответственность за работы будет нести исполнитель контракта.

Фото t.me/busargin_r

«Потому что до этого времени все мучения, которые были у жителей, — благодаря заказчику (государственное ООО «СГЭТ» — прим. ред.), потому что у вас не было проекта», — заметил он.

Представители заказчика и подрядчика пообещали, что работы на маршруте № 9 завершатся к 1 декабря этого года. Володин поинтересовался у Бусаргина, готов ли тот подтвердить сроки.

«Объем работ очень большой. Чтобы это завершить 1 декабря, необходимо усиление рабочими. Если это будет выполнено, то в этом году можно будет завершить все эти объемы», — ответил глава региона.

«В прошлом году обещали — не сделали. В этом году обещали, что сделаете до сентября, понятно, что уже не сделаете, до октября — не сделаете, теперь говорите, до 1 декабря. Но спрос с вас, потому что, если говорить точку отсчета, она всегда с момента получения проекта и экспертизы по проекту. Поэтому берите сюда всех переводите, для того чтобы максимально работы выполнить. Добивайтесь увеличения количества работающих двукратно минимум, для того чтобы основные работы выполнить при плюсовых температурах. Нам важно сдать маршрут как можно быстрее. Для нас приоритет — это 9-й маршрут, 8-й и 6-й попроще в плане реализации, и они меньше по объемам, нагрузке и многим другим параметрам. С экспертизы выходят все документы, и потом с них [с подрядчика] спрос, а дальше уже здесь днюйте и ночуйте. А мы, со своей стороны, будем искать решения увеличения подвижного состава нового, современного на этот и другие маршруты. Вы должны понимать свою ответственность. Обеспечивайте всем необходимым: и ресурсами, и, если надо, субподрядными организациями. Но маршрут чтобы заработал».

Фото t.me/busargin_r

А уже 14 августа госдеп Николай Панков рапортовал: «Нельзя молчать, когда есть повод для радости. Именно сегодня сдана проектная документация долгожданной линии скоростного трамвая маршрута № 9. Проекта, которого все так ждали. Пройдена госэкспертиза. Заключению экспертизы присвоен № 64-1-1-2-046448-2024 от 14.08.2024 г. Проект передан подрядной организации. Именно после этого можно говорить об ответственности подрядчика.

Поздравляю всех жителей. Работа по трамвайному маршруту № 9 начала движение».

Порадуемся вместе с Панковым, но все равно появляются некоторые сомнения. «Работа начала движение», — не совсем по-русски сообщает он. Но раньше что было? Работа стояла? Нет, мы из постов губернатора знаем, что что-то делалось. Но вдруг сделанное не будет соответствовать проекту, который был утвержден через полтора года после начала стройки? Знаете, строители возводят без проекта многоэтажное здание. И тут на середине работ появляется проект, и согласно проекту надо построить трехэтажный дом с колоннами. Не выйдет у нас так?

Фото Константин Кашичкин

Наконец свозили на маршрут министра транспорта России Романа Старовойта и традиционно попросили у него помощи. Глава региона обратился к федеральному министру с просьбой поддержать Саратов в продолжение реализации проекта скоростного трамвая. Роман Старовойт отметил, что в порядок необходимо приводить 100 процентов трамвайной сети», — отметили в пресс-службе Романа Бусаргина.

Есть еще один — но главный — вопрос: что будет ездить по новым бесшовным рельсам, когда их, наконец, уложат? Здесь информация противоречивая. Портал «Транспорт в России» в июне этого года сообщил, что Саратов получит восемь вагонов 71-923М «Богатырь-М».

«ПК Транспортные системы» сообщили о планах поставить в Саратов ещё восемь двухсекционных трамваев 71-923М «Богатырь-М». Предприятие стало единственным участником закупки, объявленной в конце мая. В соответствии с контрактом МУПП «Саратовгорэлектротранс» получит вагоны в январе–феврале 2025 года. Ранее производитель передал городу шесть трамваев и подписал договор на поставку 15 новых «Богатырей»: их ожидают до конца 2024 года.

Фото Константин Кашичкин

9 апреля ТГ-канал «Сторонники Володина» сообщал, что для линии скоростного трамвая в Саратове в этом году закупят еще 30 новых вагонов. На закупку вагонов планируют потратить 2,9 миллиарда рублей. Таким образом, с учетом ранее приобретенных шести трамваев, удастся заменить на 50 процентов подвижной состав на 6-м 8-м и 9-м маршрутах, отметил Володин.

В августе спикер говорит: «…мы, со своей стороны, будем искать решения увеличения подвижного состава нового, современного на этот и другие маршруты». То есть получается, что вопросы приобретения трамваев еще будут решать.

Он также рассказал, откуда взяты средства на покупку вагонов. «Есть решения, по которым запланированные четыре новых школы будут включены в федеральный бюджет на 2025 год. Это две школы в Солнечном-2, в Авиаторе и на Шуровой горе в Энгельсе. Тем самым высвободятся ранее привлеченные средства — около трех миллиардов, которые подразумевались на их строительство».

Это школа на 1500 мест в микрорайоне Авиатор, школа такой же вместимости в Солнечном-2, там же школа на 825 мест. Также будет возведена новая школа на 1100 мест рядом с Шуровой горой в Энгельсе, на Волжском проспекте.

Фото Константин Кашичкин

Бывший зампред правительства Павел Мигачев в начале года говорил, что планируется закупить 71 единицу, в том числе 38 двухсекционных трамваев (маршруты №№ 8 и 9), 36 трехсекционных (№ 3) и две односекционных трамваев (маршрут № 6). В сумме получается 76 трамваев, возможно, уже учтены пять полученных в лизинг. Если первые шесть трамваев обойдутся больше, чем в 700 миллионов, то все обновление трамвайного парка будет стоить ориентировочно 8,5 миллиарда рублей. Спикер ГД называет сумму меньшую — 7,1 миллиарда.

По условиям первого контракта поставщик до 1 мая должен был поставить в Саратов один односекционный вагон «Львенок» (за 77,304 млн. руб.) и пять двухсекционных вагонов «Богатырь М» (по 127,4 млн. рублей за штуку). Максимальная цена нового контракта составляет 1 млрд. 891 млн. 304 тыс.

Теперь давайте считать деньги. Сначала те, которые удалось сэкономить от перевода строительства школ на федеральный бюджет. 1500-местную школу в Авиаторе будет строить компания «Саратовоблжилстрой» Леонида Писного, неожиданно вновь вернувшегося в пул освоения госзаказа. Эта компания была единственным участником торгов, которые прежде срывались дважды, видимо, чиновники ждали нужного им исполнителя. Так вот «Облжилстрой» будет возводить школу за один миллиард 250 миллионов. Еще одна такая школа в Солнечном-2, будем считать, обойдется в такую же сумму. Школа на Шуровой горе — 1100 мест — это по объему примерно 75 процентов от больших школ. Итого приблизительно 900 миллионов. И наконец, школа на 825 мест в Солнечном-2 — чуть больше половины от «большой школы» — ориентировочно 700 миллионов рублей. Всего получается 3 миллиарда и примерно 100 миллионов. Примерно столько же насчитал и спикер Госдумы.

Фото Константин Кашичкин

Теперь попробуем посчитать, в какую сумму обойдется новый трамвайный парк. Ориентироваться будем на количество вагонов, названное бывшим зампредом правительства. Два односекционных трамвая «Львенок» — 155,6 миллиона. 38 двухсекционных трамваев по цене 127,4 млн. рублей за штуку — 4 миллиарда 841 миллион. 36 трехсекционных.

В Саратов трамваи поставляет ПК «Транспортные системы» — подразделение «Трансмашхолдинга». Эта компания поставляет транспорт в Санкт-Петербург. Журналисты местного издания «Фонтанка» пишут о ценах: «… точка отсчета — это цена на 2023 год. Двухсекционный трамвай стоит 134,2 млн. (и дальше по годам — 140,7 млн., 147,2 млн. и 154 млн.). Трехсекционный односторонний — 157,7 млн. (165,3 млн. и 172,9 млн. в следующие два года).

Заметим, что стоимость одного трехсекционного трамвая, произведенного на «Уралтрансмаше», составляет около 150 миллионов рублей.

Примем за среднюю стоимость трехсекционного трамвая 160 миллионов и считаем. Получаем 5 миллиардов 760 миллионов. Суммарно 10 миллиардов 756 миллионов.

Значительно больше, чем подсчитывали спикер Госдумы и бывший зампред саратовского правительства. Возможно, есть различные схемы, которые позволят несколько снизить цену, но не кардинально. И определенно ясно, что школьных денег хватит примерно на треть запланированного к покупке парка.

Но существует национальный проект «Безопасные качественные дороги».

Фото Константин Кашичкин

Согласно этому проекту в 2024–2025 годах, Саратову предполагается выделение 6,1 миллиарда рублей. СГЭТ заявлял о планах закупки 66 трамваев различного типа. Еще 5 будут получены в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компании. Что интересно, саратовские чиновники об этой программе практически молчат. Если им верить, то получается, что мы опираемся только на свои силы, а прежде всего — на помощь великого земляка. Чем-то напоминает северокорейские идеи чучхэ. Но это совсем не так — больше половины средств дает федеральный центр. И не нам одним, в программу субсидирования на основе софинансирования включены, кроме нас, еще девять городов. И многие получат куда больше нашего. Всего из бюджета регионам будет передано 86,5 миллиарда.

Краснодарский край — заложены субсидии в 9,2 миллиарда. Планируется закупка 100 трамваев разных типов.

Красноярский край — 7 миллиардов, закупка 50 двухсекционных трамваев.

Пермский край — одобрена субсидия в 5,2 миллиарда, должны быть закуплены 44 трамвая.

Волгоградская область — утверждена закупка 62 трамваев: 50 односекционных, 12 трехсекционных. Надо иметь в виду, что масштабное обновление трамвайного парка в Волгограде состоялось несколько лет назад. А также то, что в этом городе есть единственная в России линия реально скоростного трамвая.

Курская область — 4,2 миллиарда, 22 односекционных трамвая.

Нижегородская область — субсидия в 19,9 миллиарда рублей. Предполагается закупка 170 трамваев белорусского производства.

Ростовская область — 18,8 миллиарда, 106 новых трамваев.

Ярославская область — 7 миллиардов (больше, чем Саратову, хотя Ярославль почти в два раза меньше). 47 трамваев.

Мы привели этот список по одной причине. Если послушать саратовских чиновников, можно подумать, что мы живем в каком-то особом городе, где все блага достаются нам только при участии спикера Госдумы. Но это не так: в других местах тоже есть жизнь.

Новая техника будет использоваться только после окончания реконструкции трамвайных маршрутов, точных сроков не знает никто. Почему-то вспоминается шутка Владимира Путина во время прямой линии 2017 года. В ответ на очередную просьбу президент сказал: «А зачем вам машины, если у вас дорог-то нет».