Тревожное спокойствие. Продажи антидепрессантов существенно выросли на фоне снижения в обществе уровня тревоги

Такой невысокий уровень тревожности граждане не ощущали уже почти восемь месяцев – последний раз уровень беспокойства, равный 33 процентам, ФОМ зафиксировал 28 июля 2024 г. Между этими датами уровень тревоги держался на уровне 40–45 процентов. Спокойствие, соответственно, также достигло максимума с лета и составило 57 процентов.
Часто позитивная динамика в общественном настроении связана не столько с какими-то конкретными событиями, сколько с отсутствием ситуаций, которые могли бы резко повысить уровень тревожности, рассказал ведущий аналитик ФОМ Григорий Кертман. При этом он не исключил, что падение тревожности может быть связано с налаживанием Россией международных отношений. Нынешнее снижение тревожности у людей имеет несколько источников, среди которых адаптация к ситуации и позитивно окрашенный информационный фон вокруг конфликта на Украине, согласился глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Но это, понятно, общая температура по больнице. В Саратове, например, если замерить общий уровень тревожности, то он будет иным. Особенно после 20 марта, когда Саратов и Энгельс атаковали 54 беспилотника. Нанесены повреждения жилым домам, больнице, детским садам. Есть пострадавшие. То есть, с одной стороны, наметилось перемирие в конфликте с Украиной, и это способствует росту спокойствия. С другой – не проходит ночи, чтобы над тем или иным регионом России не выли сирены и не гремели взрывы. Это, сами понимаете, спокойствию не способствует.
Есть и еще один парадокс. Возьмем за истину цифры Фонда общественного мнения, хотя отношение к российской статистике может быть разным. Как тогда объяснить, что продажи антидепрессантов в России с начала года достигли 2,8 миллиарда рублей, что стало самым высоким показателем как минимум за последние пять лет. В количественном выражении было реализовано 3,2 миллиона упаковок, пишут «Ведомости» со ссылкой на отчёт DSM Group.
По сравнению с аналогичным периодом 2024 года, продажи выросли на 30 процентов в денежном выражении и на 15 процентов - в упаковках.
В аптечной сети «Ригла» продажи превысили 200 000 упаковок, а выручка от них выросла на 50 процентов. В сети «Аптека 25» зафиксирован прирост продаж на 80 процентов.
Психиатры подтверждают, что антидепрессанты назначаются всё чаще — не только при депрессии, но и при тревожных расстройствах, стрессе и даже некоторых неврологических заболеваниях.
Согласно исследованию Агентства стратегических инициатив, в 2023 году около 15 миллионов россиян испытывали депрессивные состояния. По данным НИУ ВШЭ, 47% процентов опрошенных сообщили, что за последний год сталкивались с нервными расстройствами или эмоциональными проблемами.
Есть еще один нюанс – он в особенностях менталитета так называемого глубинного народа. Пойти к терапевту, хирургу и так далее – нормально, пойти к психиатру («мозгоправу») – зазорно. Точных подсчетов не имеется, но можно полагать, что примерно половина населения не пользуется помощью психологов и психиатров. К тому же попасть на прием к психиатру – не так легко. Врачей этой специализации нет во многих поликлиниках. И еще – чем дальше в глубинку – тем меньше возможность обратиться к специалисту. К тому же это дорого. Например, в Саратове визит к квалифицированному психиатру будет стоить более пяти тысяч рублей. Но даже при таких ценах существуют очереди – записываться надо примерно за две недели.
В конфликте с Украиной появились проблески перемирия, а затем, возможно, и прочного мира. Эксперты полагают, что мир может наступить во второй половине этого года. А это значит, что в обществе вернутся десятки тысяч участников СВО. Вернутся со своими проблемами, в том числе и психологическими. Двадцать процентов вернувшихся из зоны боевых действий участников СВО, по оценке заместителя министра обороны РФ Анны Цивилевой, испытывают посттравматическое стрессовое расстройство. По словам замминистра, им нужна «серьезная длительная работа с психиатром и медицинским психологом при медикаментозной поддержке».
Летом прошлого года медиа-проект «Свободные» рассказал, как в нашем городе работают над восстановлением ментального здоровья участников СВО и их родных.
Как оказалось, специалисты сталкиваются с нежеланием многих получать психологическую помощь.
«Психологическая травма мало отличается от физической. Если человек ломает ногу, он без сомнений обращается к хирургу. Наша задача — объяснить, что так же естественно обращаться к психологу, психотерапевту или психиатру. Это поступок сильного и разумного человека. Умение помогать себе - признак взрослости», - говорит сотрудник фонда «Защитники Отечества» Светлана Фролова. – Но со стороны самих ветеранов, которые уже вернулись, тоже нет запроса на нашу помощь. В большинстве своем это люди не из того социального слоя, у которого сформирована привычка работать с психологом. Они не осознают, что с ними что-то не так».