Либо поднимать цены, либо закрыться. В Саратове стремительно дорожает проезд на автобусах, перевозчики жалуются, что с трудом выживают

Оценить
Либо поднимать цены, либо закрыться. В Саратове стремительно дорожает проезд на автобусах, перевозчики жалуются, что с трудом выживают
Фото Саша Найденова
Больше года, с 28 марта 2024-го, в Саратове продолжается марафон роста цен на проезд в городских автобусах. Практически каждый месяц появляется информация о том, что подорожает билет на тот или иной маршрут. «Свободные новости» рассказывают, как и почему растет стоимость проезда на общественном транспорте в Саратове.

«Уже в этой жизни никто ничего не ожидает хорошего. Сами видите. Раньше мы на доллар равнялись, а сейчас мы на кого равняемся? Просто нам по ушам ездят, вот и все», – делится водитель маршрутки № 56 своими мыслями по поводу роста стоимости проезда за минувший год. Сейчас билет на автобус в молодой микрорайон Звезда обходится в 46 рублей. Накладно, но люди не жалуются, потому что смысла в этом не больше, чем в магазине ругаться на цены на продукты. Собеседник считает стоимость проезда не сопоставимой с уровнем доходов горожан, но сразу же оговаривается, что постоянно дорожают и горючее, и смазочные материалы. 

Фундамент под сегодняшнюю чехарду с ценами на проезд в городских автобусах саратовские власти заложили еще в 2017 году, когда мэр Валерий Сараев подписал постановление администрации о введении нерегулируемых тарифов на общественный транспорт. До этого в муниципалитете существовал только один подход к ценообразованию – регулируемый тариф – стоимость проезда устанавливали местные власти. Новый документ позволил переводить маршруты на нерегулируемый тариф, то есть дал право перевозчикам самим назначать цену на проезд. Депутат городской Думы Дмитрий Кудинов тогда объяснял нововведение желанием решить вечные проблемы с автобусами: «К примеру, очень много жалоб на то, что вечером невозможно никуда уехать. Здесь возможно введение иного тарифа, чтобы заинтересовать перевозчика и сделать перевозки рентабельными. <...> Думаю, что нерегулируемый тариф не будет вводиться массово и на самых популярных маршрутах». И уже в ноябре того же года следующий мэр – Михаил Исаев – перевел на нерегулируемые тарифы 91 автобусный маршрут, в список вошли все самые популярные направления. Изначально перевозчиков обязывали сообщать о повышении цен за 180 дней, но впоследствии сократили срок до двух недель. 

Председатель городского комитета транспорта и дорожного хозяйства Геннадий Свиридов обещал тогда, что перевод общественного транспорта на нерегулируемый тариф произойдет «наиболее безболезненно» – администрация рассчитывала, что сможет удержать цены от резкого скачка. И действительно, сперва стоимость проезда росла постепенно, не чаще раза в год. А еще одновременно на разных маршрутах, что смутило антимонопольщиков. УФАС назвало повышение оплаты проезда с 17 до 23 рублей в августе 2018 года картельным сговором: организации обслуживают разное количество маршрутов, у них разные автопарки и штаты сотрудников, следовательно, расходы тоже должны быть разные – «такая скоординированность и активность действий не свойственна перевозчикам в силу того, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой». В конце 2020 Арбитражный суд Поволжского округа подтвердил сговор. После этого цены пустились в пляс, горожанам пришлось запоминать, сколько стоит проезд на каждом из городских маршрутов. 

От волн к марафону 

В 2022-2023 годах проезд дорожал «волнами». К примеру, «волна» января 2023-го подняла стоимость проезда на 12 маршрутах, июльская – еще на 34. В среднем цены выросли с 27-29 до 30-33 рублей, или на 12-20 процентов. А в марте 2024-го в областном центре стартовал настоящий марафон подорожания проезда в автобусах. Сообщениями о том, что поднимется цена на проезд на том или ином маршруте, отметились 10 месяцев из 12 (только в июле и августе было тихо). 

Фото Саша Найденова

Одни маршруты сразу ощутимо прибавили в цене. Например, на 55а (улица Лесная – Ж/д вокзал) можно было уехать за 27 рублей при оплате картой и 30 рублей при оплате наличкой, а с 15 мая – уже за 36, то есть при использовании банковской карты проезд подорожал на 9 рублей или 33 процента. Другие маршруты в течение года дорожали несколько раз. К примеру, на 15-м (Октябрьское ущелье – Ж/д вокзал) и 23-м (Мирный переулок – поселок Октябрьский) в апреле стоимость поднялась с 31 до 35 рублей, а в сентябре (через пять месяцев) до 39 рублей, за год проезд подорожал на 8 рублей или 25,8 процентов. Билет на маршрутки № 3 (улица Тульская – ул. Радищева) и № 81 (площадь Ленина – Областная больница) дорожал три раза: в апреле с 31 до 35 рублей, в сентябре до 39 рублей, в феврале до 45 рублей. Итого прирост – 14 рублей или 45 процентов. На 94-м (поселок Юбилейный – Крытый рынок) за три подхода цена поднялась с 30 до 45 рублей, то есть выросла на 50 процентов, или в полтора раза. Стоимость проезда на 52-м (Филармония – поселок Юбилейный) в июне поднялась с 29 до 39 рублей, а в феврале уже до 45 рублей, за неполный год билет подорожал на 16 рублей или 55 процентов. На некоторых маршрутах, например, 56-м (улица Грибова – микрорайон Звезда), такого драматического роста цен нет – проезд за два захода подорожал с 39 до 46 рублей, на 18 процентов – но почти 50 рублей за дорогу в одну сторону ощутимо бьет горожан по кошельку. 

Вопросы без ответа 

После каждой публикации о надвигающемся росте цен жители Саратова заваливают чаты представителей власти и новостные сообщества гневными сообщениями. Люди ругаются на то, что проезд на городском транспорте дорожает значительно быстрее, чем растут их доходы – «мы столько не зарабатываем, чтобы столько тратить на проезд». Летом кто-то даже расклеил на остановках общественного транспорта яркие красно-желтые наклейки с текстом «Стоп тариф» и «Позор мэру! Против повышения цен на проезд до 49 рублей!» Видимо, поводом для вандализма стала новость о том, что на маршрутах №№ 24, 34, 25, 56, 67, 72, 89 и 79 с декабря билет подорожает до 49 рублей, а на 27-м – до 60 рублей. Сообщившие о повышении цен чиновники заявили, что у них самих «есть вопросы» по поводу обоснованности роста стоимости проезда, и тогдашний мэр Лада Мокроусова исключила подорожание проезда на автобусах с неработающими кондиционерами (дело было в июле, вопрос температуры в салоне стоял остро). Перевозчики отказались от своих планов, однако это не помешало им позже поднять цену на проезд на 56-м и 72-м до 46 рублей, что почти не отличается от заявленных ранее 49 рублей.  

Следующий мэр, точнее исполняющий полномочия, – Павел Сурков – тоже говорил о многочисленных «вопросах перевозчикам». Заместитель председателя комитета по транспорту Алексей Матюшкин рассказывал, что в его ведомство «еженедельно поступают уведомления о повышении стоимости проезда». «Учитывая большую социальную значимость, профильные специалисты ведут постоянные переговоры с перевозчиками по вопросам ценообразования. Обоснованность роста цен проверяют сотрудники ФАС». И.о. председателя комитета дорожного хозяйства администрации города Фёдор Котельников на депутатских слушаниях предлогал вернуть весь общественный транспорт Саратова на регулируемые тарифы. Чиновник признал, что у мэрии нет эффективных рычагов, чтобы влиять на работу частных компаний. 

«Не нехорошо, а плохо» 

Городская администрация действительно пытается сдерживать рост цен на проезд, подтверждает Андрей Данилов (перевозчик ИП Данилов А.В., маршрутки №№ 56, 72, 89). Чиновников можно понять, продолжает собеседник, именно к ним горожане идут с многочисленными жалобами, «людям и без того не очень хорошо». По словам Данилова, сейчас обоснованная цена проезда (та, что позволит и пассажиров перевезти, и подвижной состав обновить) – 70-80 рублей, а максимальная планка, которую позволяют установить власти – 46 рублей. Рост цен отстает от реалий жизни, а пассажирские перевозки на общественном транспорте нерентабельные. 

На вопрос, почему проезд на 94-й маршрутке подорожал в полтора раза, Роман Шилан, директор ООО «ПАССАЖИРТРАНС» (маршруты №№ 3, 81, 94), отвечает: «А вы на запчасти цены не мониторите? Какая цена на запчасти и на солярку за последнее время? Расходная часть у нас увеличилась во сколько раз? Даже больше 50 процентов». Как говорит Шилан, самая серьезная проблема перевозчиков – ставки по кредитам – «В прошлом году обновили подвижной состав, лизинг стал намного дороже, чем раньше. За 2024 год мы купили, наверное, около семи-восьми машин. Абсолютно новые машины на 94-м маршруте. Причем, они идут уже с кондиционерами, с накопительными площадками». Выросла сама стоимость подвижного состава, жалуется Андрей Данилов, раньше микроавтобус стоил 1,5 миллиона рублей, сейчас 5 миллионов. 

Водители маршруток, с которыми общался корреспондент «Свободных новостей», заявили, что рост стоимости проезда никак не отразился на их зарплате: «Поднимали ли зарплату водителям? Ага, поднимут и еще добавят. Нет, конечно, нет». «Конечно, они вам не скажут. Зачем чтобы хозяин машины знал, какая у него зарплата? – заочно поспорил Роман Шилан. – Он всегда будет говорить, что у него зарплата маленькая. У нас есть камеры в машинах и мы видим пассажиропоток. Мы же не просто так ставим водителям плановые задачи. Она устанавливается ни одним днем. И на многих маршрутах у водителей очень хорошие заработные платы. В среднем, я думаю, меньше пяти тысяч в день у водителей нет. Я считаю, что это очень достойная зарплата. Не на всех маршрутах, конечно. Но основные, которые в центре города, там у них даже и больше зарплата».  

Фото Саша Найденова

О дневном заработке в пять тысяч рублей говорит и Андрей Данилов. По его словам, зарплаты выросли почти вдвое – раньше было меньше трех тысяч в день. «Раньше-то была нехватка водителей, а теперь из-за СВО – катастрофическая нехватка, – жалуется Данилов. – Из-за этого водители чувствуют себя совершенно свободно, переходят от перевозчика к перевозчику. Нехватка кадров влечет за собой серьезные последствия. Перевозчик уже не может выбирать водителя, ему нужно, чтобы машина работала, потому что большинство в лизинге. Поэтому уже речь не идет о трудовой дисциплине. Страдает и отношение к пассажирам. Это не нехорошо, это плохо. Если нет выбора, получаем то, что есть: хамство водителя. Перевозчик никак не может его наказать, потому что заменить его некем». 

На вопрос, будет ли проезд на автобусах дорожать в таком же ударном темпе, перевозчики отвечают обтекаемо. «Не могу сказать. Как ситуация будет развиваться в стране, мы не знаем, – рассуждает Роман Шилан. – Вы видите, солярка каждый день прибавляет в цене: две, три, пять копеек. Каждый раз все больше и больше. Вроде потихонечку, но по сравнению с началом 2024 года и сейчас – рублей 12, наверное, разница. А запчасти? То же самое. Резина? Да все. С этими санкциями [подорожало] все, сами понимаете. На резину вообще цены космические. Они не соответствуют тому, что стоила эта запчасть. Продавцы на этом наживаются. Они знаю, что альтернативы никакой нет, нигде не возьмешь». Похожий ответ дает и Андрей Данилов. «Если ключевая ставка Центробанка будет сохраняться, то нет никакой возможности сдержать повышение. Перевозчику, чтобы выжить, нужно либо снижать издержки (а их уже опустили до дна), либо поднимать цены. Либо закрыться и перестать работать. У меня 35 единиц лизинговой техники, за которую надо еще два года выплачивать по 100 тысяч ежемесячно. Бросить невозможно».