«Вернись, я все прощу». В области собираются разработать программу по возвращению саратовцев, уехавших в другие регионы

Как отметил Бусаргин, подобные программы есть в ряде других регионов. Саратовские чиновники должны изучить, что будет мотивировать уехавших жителей области вернуться. Губернатор поручил главе минтруда Денису Давыдову представить соответствующие предложения по программе до мая.
В своем канале, а Бусаргин каждый свой шаг заносит в тг-канал, губернатор написал: «…поставил задачу разработать региональную программу по возвращению в Саратовскую область граждан, которые уехали трудиться в другие регионы. Областная власть должна создать для этого все необходимые условия, проработать решения, которые помогут гражданам, желающим вернуться в родной регион».
Ключевая формулировка здесь «граждане, желающие вернуться в родной регион». То ест, насильно или обманом на малую родину завлекать не будут, и это уже хорошо.
Но признаем, написано это главой региона как-то слишком сухо, без души, суконным чиновничьим языком. Мол, в других регионах подобные программы по обратной релокации есть, надо и нам чего-0нибудь такое придумать.
Но вот предшественник Бусаргина Валерий Радаев этой темой буквально болел. И полгода не прошло после вступления его в должность, как летом 2012 года Радаев собрал в филармонии большое заседание, посвященное трудовой миграции. Понятно, миграции не к нам, а от нас. Конечно, доклад губернатору написали, но говорил он, не побоюсь сказать, от сердца, с какой-то душевной болью. Казалось, Радаев никак не мог понять, почему уезжают из Саратова люди. Ведь здесь такая замечательная жизнь, а скоро станет еще лучше. Правда, меры, предложенные для сокращения миграции, несколько удивили. Например, было предложение развивать гончарный промысел в селе Золотое. Как это могло повлиять на отток рабочей силы, непонятно. То, что губернатору очень важна эта тема, доказывает такой факт. На следующий после заседания день Радаев пригласил в свою резиденцию на Кумысной поляне журналистов, которые на том заседании были. Интересовался, насколько интересным был его доклад, расспрашивал, что на наш взгляд нужно делать.
Тема его не отпускала. В ноябре того же года на каком-то очередном заседании Радаев, как писали СМИ, «выразил беспокойство по поводу ситуации на рынке труда, связанной с отъездом работников из нашей области в другие регионы и в столицу. Валерий Радаев поинтересовался обстановкой с критическими населенными пунктами и районами, и дал указания следить за отъезжающими работоспособными людьми».
Потом подвел итоги, несколько косноязычно, в целом понятно:
«Как бы ни было сложно, надо с этим работать. Мы должны видеть весь дисбаланс физически, до человека. Если 10 процентов мигрирует в другие области, а это 100 тысяч человек, то это много, целый город. Нужно над этим работать. Они на такой же должности и на 10 тысяч больше получать, но в Москве. Если мы создаем дополнительные 17 тысяч рабочих мест, надо оттягивать людей, чтобы они находились здесь, вместе с семьей».
И так из года в год. Весна 2018 года. ….Радаев остановился на проблеме оттока молодых специалистов из Саратовской области. «Восполнить пробел можно только, инвестируя в человека, создавая для молодежи привлекательные жизненные перспективы, новые рабочие места», — заявил глава области. Он заверил, что не готов смириться с такой ситуацией и поставил задачу: «Цель — сделать Саратовскую область регионом для молодых, территорией, где хочется жить».
Вообще при Радаеве очень любили слово территория. Область в разных докладах именовалась «территорией развития». Этот слоган неуловимо напоминал название пивного бара в Юбилейном поселке — «Территория разливного». Возможно, там и проходили мозговые штурмы по неймингу. Но вот «территория, где хочется жить» не прижилась. Наверное, по причине большого различия с действительностью. Как итог: за время руководства Валерия Радаева население области сократилось на 147,8 тысяч или на 5,9 процента — с 2 508 754 человек в начале 2012 года до 2 360 959 в 2022-м.
И все же, почему такая разница в подходах? Представляется, что дело в менталитете двух губернаторов. Валерий Радаев (не смейтесь, пожалуйста) был мечтателем и фантазером. Думаю, он серьезно верил, что жизнь в области под его руководством станет такой, что никто отсюда в Москву или Питер уезжать не захочет. Роман Бусаргин — прагматик. Он прекрасно понимает, что остановить отток людей из 38-го по качеству жизни региона в города лидеры этого рейтинга, то бишь, в Москву и Питер, не реально. Вот и остается «прорабатывать решения, которые помогут гражданам, желающим вернуться в родной регион». Если таковые сыщутся, конечно.
Кстати из трех или даже четырех десятков знакомых журналистов, уехавших в Москву или Санкт Петербург, назад вернулся один.