«Жители услышали призыв рожать, а что получили в ответ?». Родители из энгельсского поселка Прибрежный добиваются капитального ремонта местной школы
Как говорят жители, поселку нужны новые школы. Существующая девятилетка рассчитана на 125 мест. Но за последние годы поселок значительно разросся. Сюда переезжают из Энгельса семьи с детьми. В 2017–2019 годах было выдано больше 250 участков многодетным. «Большая часть детей из этих семей не сможет посещать школу и сады в Прибрежном, так как наполняемость местных социальных учреждений не рассчитана на такой прирост населения, — пишут участники инициативной группы поселка в обращении к главе Энгельсского района. — Получается, жители услышали призыв рожать и поднимать демографию, но в ответ получили землю с неразвитой инфраструктурой».
Поселок растет, школа остается маленькой
Поселковая школа — одноэтажное здание в конце улицы Овражной. Фасад выкрашен в ярко-желтый. Какого цвета были боковые стены, трудно догадаться: штукатурка осыпается пластами, в проплешины видна рассохшаяся кирпичная кладка. Цоколь, сложенный из красного кирпича, крошится и оседает. В некоторых местах от него почти ничего не осталось.
«Я училась в этой школе со второго класса. Это был 1979 год, — вспоминает директор школы Лариса Бахарь. — В поселке работало учебное хозяйство саратовского сельхозинститута. Были свинофермы, коровник. Работники жили в бараках. У школы было два корпуса — деревянный и этот. Наше здание выглядело практически так же, как сейчас, только краска была не такая яркая. Уроки физкультуры у нас тогда, как и сейчас, проходили на улице. Столовой в школе не было. Перемена длилась 40 минут, чтобы мы, дети, успели сходить в колхозную столовую».
За последние пятнадцать лет поселок разросся. Появились коттеджные микрорайоны Базальт, Базальт-2, Малинки, Базалит, Орфей. Больше 250 участков было выдано многодетным семьям. А маленькая школа осталась прежней.
Внутри школьное здание похоже на сельский клуб. Большой прямоугольный коридор с широкими окнами, в который выходят двери классов. Здесь всего семь учебных кабинетов. Восьмой используют как столовую. В маленьком квадратном помещении умещаются не больше двух десятков человек, поэтому дети едят по очереди. «У нас шесть больших перемен вместо трех, чтобы все успели покушать», — объясняет директор. Кухни в здании нет, готовые блюда привозят в термосах.
Коридор служит и спортивным, и актовым залом, и школьным музеем. Справа у окна — стенд с черно-белыми фотографиями ветеранов Великой Отечественной и более современными снимками участников локальных конфликтов. Под стендом — выкрашенная зеленой краской «парта героя». На ламинированной поверхности — фото мужчины в красном берете, изображение медалей с разноцветными лентами, напечатанная на столешнице биографическая справка. Парту торжественно установили в октябре 2024 года в честь выпускника Владимира Фисенко, участвовавшего в боевых действиях в Чечне, Сирии и Украине. Как говорит директор, в отличие от многих подобных мемориалов, герой школы Прибрежного в добром здравии, сейчас занимается гуманитарной помощью в ДНР.
Напротив парты — стенд «Движения первых». В школе работает первичная ячейка организации. Скоро ученики начнут плести маскировочные сети для фронта. Учитель труда уже прошел обучение. Из-за недостатка места в школе мастерскую оборудуют в детском саду.
Школа рассчитана на 125 мест. В действительности здесь учатся 148 детей. Два класса занимаются во вторую смену. Как подсчитала директор, в 2026-2027-м количество учеников будет увеличиваться на один-два человека в год — и это если на закрепленную территорию не приедут новые семьи с детьми.
«Мы берем строго по прописке, — поясняет Бахарь. — Недавно звонила многодетная мама, хотела записать к нам троих детей. Рассказывала, какие дети хорошие, будут отличниками. Я бы рада, нам отличники нужны. Но по прописке они к нам не относятся, а лишних мест нет. Вчера звонили родители восьмиклассника из города. Жаловались, что в большой городской школе он не успевает усваивать материал, нахватал двоек. Просились к нам, ведь у нас классы поменьше, почти индивидуальный подход к каждому. Упрашивали меня, мол, мы сами купим парту. Отвечаю: ну вы уж тогда и пару классов нам пристройте».
В Прибрежном работают два детских сада (они считаются подразделениями школы). В этом году из них выпустятся 30 малышей. Но в первый класс в Прибрежном из-за ограничений, связанных с пропиской, пойдут только 18 из них. Родителям остальных придется искать места в городских школах.
Чего здесь только нет
Жительница поселка Диана рассказывает, что переехала сюда с семьей в 2011 году. «Это единственная из энгельсских окраин, где нет никакой химии, нет промышленных предприятий. Здесь чистый воздух, тишина, речка, лес. Мы сюда приехали из района энгельсской школы № 1, где вечные пробки, шум, текущая канализация, — и вздохнули свободно. Старшему сыну было семь лет. Он здесь целыми днями играл в казаков-разбойников, строил шалаши, гонял на велосипеде — в городе это было бы невозможно. Младший сын родился здесь. Он и не знает, что такое — жить в квартире с соседями за стенкой», — говорит собеседница.
Старший сын Дианы начинал учиться в школе Прибрежного. Но в седьмом классе родители были вынуждены перевести его в другую школу, потому что здесь нет оборудованных кабинетов физики и химии, нет старших классов. Место для перевода нашли с трудом. Поэтому младшего сына жительница с первого класса отдала в школу № 7 в соседнем микрорайоне СХИ. «Каждый день я прошу соседей, знакомых подвезти его. Удобнее в разы было бы учиться в нашем поселке. Но для этого здесь нужно открыть полную среднюю школу с современным оснащением», — считает женщина.
Отец троих детей Владислав купил участок в Прибрежном восемь лет назад. Сейчас в семье двое детей школьного возраста. «Сын ходил в садик в поселке, но учимся мы в школе № 19. В местной школе нет мест, да и здание в очень уж печальном состоянии», — говорит собеседник.
На развозку детей у супруги Владислава уходит полдня. «Детям нужно дополнительное образование. В поселке есть дом досуга, но в нем нет ни музыкальной школы, ни спортзала, ни тренажеров, ни единоборств. Только кружок рукоделия и самые простенькие танцы. Не каждого ребенка этим увлечешь, — считает родитель. — Мы возим ребенка через весь город в манеж на легкую атлетику. Ближайший бассейн, куда смогли записаться, — у моста через Волгу в школе «Нового века». Во всем Энгельсе есть проблемы с нехваткой мест в развивающих учреждениях».
Подросткам в Прибрежном нечем заняться. Здесь нет ни скверов, ни велодорожек, ни скейт-парка, ни оборудованного пляжа, хотя поселок вытянут вдоль реки.
Нет здесь ни аптеки, ни поликлиники. «Только медпункт. Но там такое здание!.. Работники до сих пор на улицу в туалет ходят», — говорит Владислав. «Им сделали теплый туалет! — поправляет директор школы. — Раньше они ко мне просились, а теперь сами справляются». Хотя цивилизация до медицинского пункта всё-таки дотянулась, специалистов от этого не прибавилось. Жителей поселка обслуживает только врач семейной практики. Педиатров здесь нет.
Ближайший педиатр принимает в поликлинике на Мелиорации. Как подчеркивает Владислав, из Прибрежного туда невозможно дойти пешком — микрорайоны связывает автомобильная дорога без тротуаров. Мамы с малышами и колясками должны либо пробираться по обочине трассы, либо подолгу ждать маршрутку. Лаборатория и узкие специалисты находятся еще дальше — в центральной поликлинике на улице Персидского. Но и там, как говорят родители, нет детского гастроэнтеролога, а лор по графику приезжает из Саратова.
«Сейчас в Прибрежном нарезали новые участки для продажи и для выдачи многодетным. Если посмотреть на кадастровую карту, мы увидим ровные прямоугольнички под частные домовладения. Ни одного куска земли для школы, поликлиники, хотя бы для детской или спортивной площадки город не заложил», — негодует Владислав.
Жительница Прибрежного Лидия — мама будущей первоклассницы. Ее старшая дочь пойдет в школу в сентябре, младшая — через два года. «Поселковая школа — ближайшая к нам. Я с 2022 года писала в районную администрацию, правительство, Вячеславу Володину, в региональное и федеральное министерство образования, ходила на прием к двум областным депутатам с просьбой отремонтировать существующую школу и построить новую. В 2023 году больше 50 жителей нашего поселка обратились с этой просьбой на прямую линию президента. Но энгельсская администрация бездействует», — разводит руками жительница.
Водя пальцем по экрану телефона, показывает участок на углу улиц Новгородской и Ярославской, где, согласно генплану, должна находиться школа для детей микрорайона Базальт-2, и Андреевские проезды, где предполагалось строительство детского сада. «Земля свободна, но из года в год районные власти не находят денег для строительства. А расплачиваемся за это мы, родители. На моей улице живут три многодетные семьи. Они возят детей в школу № 32. У меня няня на такси отвозит детей в садик, потому что я работаю, а общественного транспорта нет», — рассказывает Лидия.
Из Энгельса до Прибрежного можно добраться на автобусе большой вместимости или на двух микроавтобусах. Но их маршруты охватывают далеко не весь поселок. Как говорят члены инициативной группы, из дальних коттеджных микрорайонов до школы нужно идти больше двух километров без тротуаров и фонарей. Это может быть опасно: здесь много строящихся домов, в поисках инструментов и стройматериалов туда нередко забираются маргиналы. Участкового пункта здесь нет. Автопатрули, по словам жителей, заезжают сюда редко.
В 2021 году школа Прибрежного получила автобус ПАЗ. «Наш сторож обучился на водителя. Год развозил детей. Но с сентября 2023 года ушел — сказал, что возраст не позволяет брать на себя такую ответственность, — рассказывает Лариса Бахарь. — Объявления о вакансии висят на портале «Работа России», в шести энгельсских чатах по поиску работы и в трех родительских, на калитках школы и садика, на остановках. Зарплату предлагаем — 35 тысяч. Молодежь не идет. Обращаются либо «лишенцы», но им нельзя работать с детьми, либо пенсионеры. Недавно приходил очень пожилой водитель. Говорит: у меня большой безаварийный стаж, но каждый день в обед мне надо принять таблетку и полежать, иначе пойдет кровь из носа. Как вам такой кандидат?..».
Государство не просило вас рожать?
Жители говорят, что не чувствуют поддержки районной администрации. «Первый замглавы Евгений Шпольский отвечает одно и то же: зачем вы сюда переехали, надо было жить в городе. Как будто в городе нет проблем с местами в школах! — рассказывает Владислав. — Я считаю поведение чиновника токсичным. Он говорит: «Будете жаловаться, признаю школу аварийной. Родителям придется возить детей в Генеральское. Посмотрим, что они вам тогда скажут».
Осенью 2023 года активисты добились, чтобы в поселок приехал глава района Дмитрий Плеханов. Администрация уверила, что школа Прибрежного включена в региональную программу ремонта. На восстановление здания пообещали выделить в 2024 году почти 9 миллионов рублей. «Мы так радовались! Но вместо этой суммы под самый конец года дали 300 тысяч. Как подачку кинули!» — с обидой говорит собеседник.
На новую школу родителям поселка велели не надеяться. Как написал в ответе на коллективное обращение жителей Евгений Шпольский, «в ближайшее время строительство объектов образования не планируется».
Весной 2024 года энгельсская прокуратура обратилась в суд с требованием признать незаконным бездействие районной администрации, не принимающей мер по строительству школ. Всего в районе 50 школ и больше 44 тысяч детей в возрасте от семи до 18 лет. По оценкам прокуратуры, в районе улиц Вокзальной и Калужской, на Мясокомбинате и в Шумейке учебных заведений не хватает. В микрорайоне Базальт и на Волжском проспекте — нет совсем. Ближайшие к Базальту школы переполнены: в школе № 19 учатся 823 ребенка при норме 675, в школе № 7 — 439 человек вместо положенных 275. По нормативам градостроительного проектирования, принятым энгельсским собранием депутатов в 2018 году, общеобразовательные организации должны находиться в «500-метровом радиусе территориальной доступности», причем на 100 детей школьного возраста должно быть предусмотрено 100 мест.
Районный суд обязал чиновников принять меры к разработке проектной документации для строительства общеобразовательных организаций. Но администрация смогла оспорить решение в кассационной инстанции.
В январе жители Прибрежного обратились за помощью к «Народному фронту». После публикации в соцсети в местную школу приехали с проверкой представители прокуратуры и Роспотребнадзора. По словам директора Ларисы Бахарь, районные власти обещают заменить потолки, полы, внутреннюю штукатурку, привести в порядок фасад и пришкольный участок. Сколько денег на это понадобится, пока не подсчитано.
Напомним, что о нехватке школ жители Саратовской области говорят не первый год. С 2018 года строительства учебных заведений требовали родители из новых микрорайонов Саратова — Солнечный-2, Звезда, Авиатор, Радуга и т. д. Некоторым повезло: активисты добились встречи со спикером ГД Вячеславом Володиным, и школы в этих районах появились. Однако уже через несколько лет учебные заведения оказались переполнены. Осенью 2024 года Вячеслав Володин заявил о предстоящем строительстве двух новых школ в Солнечном-2 и одной — в Авиаторе.