Ученый рассказал о влиянии разлива мазута в Черном море на состояние курортов
Научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян в интервью РБК рассказал о возможных последствиях крушения танкеров с восемью тысячами тонн мазута в Черном море с разливом топлива.
Ученый подчеркнул, что если не принимать никаких мер по борьбе с последствиями разлива мазута, в течение минимум 15-20 лет бактерии поглотят попавшее в воду топливо. При этом он заметил, что при существенном волнении на море мазут будет доходить до пляжей с водой и водорослями, а собирать это топливо в воде бессмысленно.
«Что касается участков, которые покрыты сплошь, как в районе севшего на мель судна, то сейчас стараются отгородить его валом от моря, чтобы мазут тек только в закрытую искусственно образованную заводь, — продолжил он. — Это, конечно, решение хорошее, но только если шторм к чертям собачьим не размоет этот барьерчик. При хорошем шторме это совершенно неизбежно. Думаю, что шторма в пять баллов хватит, чтобы от него просто ничего не осталось. Но, если этот искусственный барьер будет стоять, то внутри него, конечно, нужно собирать с поверхности».
По словам Данилова-Данильяна, собирать мазут с морского дна также очень неэффективно, так как он скапливается разрозненными сгустками. Сейчас основной метод борьбы с последствиями ЧП — вывоз грунта с берегов моря.
«Если грунт вывозится в достаточно больших количествах, то это неизбежно повлечет то, что называется переработка берега. Море его будет перерабатывать. Это не только обычные абразионные процессы, когда у вас обрушивается склон в результате подмыва. Хотя и это обязательно будет происходить в соответствующих местах, — отметил ученый. — Сейчас, по некоторым данным, вывезено уже примерно 150 тысяч тонн. Это очень много. А есть специалисты, которые говорят, что придется вывезти до 500 тысяч тонн. Это уже просто радикальное изменение берега. И это, конечно, сломает всю пляжную рекреационную инфраструктуру. Все, что стояло непосредственно на берегу, все окажется в воде наверняка. И еще может что-то слегка затопить, то, что стояло подальше, метрах в 100–150. Кстати сказать, наступление на 50 метров уже кое-где зафиксировано».
Эксперт признал, что пока нельзя сказать, как будут выглядеть черноморские пляжи в конце мая, но подчеркнул, что о полной безопасности побережья будут говорить только корыстные владельцы отелей.
«Этому ничему верить нельзя, естественно. Но, как я уже сказал, все очень очаговое. У вас может быть здесь плохо, а глядишь на 500 метров направо — вроде и ничего, вроде и даже совсем ничего, — считает Данилов-Данильян. — Люди, у которых есть возможность выбора и нет особого пристрастия к Анапе, скорее всего поедут в другие места. Люди, которые любят гарантированную санитарию и все такое прочее, тоже поедут в другие места. Люди, которые не любят рисковать и капризничают, тоже поедут в другие места».
Делать прогнозы о безопасности пораженной зоны ученый считает возможным не раньше августа-сентября.
Ученый подчеркнул, что разлив мазута нанес «страшный удар» по местной фауне, краснокнижные представители которой могут полностью исчезнуть. Для местных жителей при правильной борьбе с последствиями ЧП негативных последствий быть не должно, считает он, но «натворить дел, при которых жизнь превратится в сущий ад — это у нас умеют».
Также Данилов-Данильян подчеркнул, что власти «очень запоздали» с реакцией на разлив, а в первые три дня на месте происшествия появилилсь только волонтеры.
«Мы на пятый день провели пресс-конференцию в ТАСС. Это было первое публичное мероприятие вообще. А уж что касается людей, которые там «по службе», а не по зову сердца стали систематически работать, то это в лучшем случае очень вяло, совершенно недостаточными силами произошло только где-то на 9-10 день», — заметил он, оговорившись, что сейчас власти все же прислушиваются к ученым при планировании мер по борьбе с последствиями разлива.
Волонтеров эксперт призвал не использовать обычные моющие средства при отмывании прибрежных камней.
«Моют их люди, приехавшие по зову сердца, но мало квалифицированные, применяют обычные стиральные порошки. Это категорически запрещено, — предупредил он. — Потому что стиральные порошки наши содержат 15-17% фосфора, он губителен для бактерий, которые едят мазут. И, если вы что-то смоете, то вы прекратите процессы биологического разложения того, что там осталось. Поэтому смывать надо обязательно без всякого фосфора».