Катафалк приходится буксировать трактором. Жители Белгазы много лет добиваются ремонта дороги и сельских улиц

В Саратовской области – в среднем, на 10,7 тысячи человек ежегодно. В 2000-м в сельских детсадах и школах занимались 6,1 миллиона детей. Сейчас – только 4 миллиона. Деревенские пенсионеры живут, в среднем, на два года меньше городских ровесников.
По официальной статистике, реальные среднедушевые доходы в провинции на 30-40 процентов ниже, чем в городах. Бытовые условия ухудшаются: в 35 процентах сел Приволжского округа водопроводы нуждаются в замене (в половине маленьких населенных пунктов их вообще нет), 54 процента дорог регионального и муниципального значения пришли в негодность.
С 2020 года в стране действует федеральная программа развития сельских территорий. В 2025 году на благоустройство, строительство дорог, водопроводов и жилья планируется выделить 77 миллиардов рублей. Саратовской области достанется 461,3 миллиона. Понятно, что на все отдаленные деревеньки этой совсем не впечатляющей суммы не хватит.
В Аткарском районе есть небольшое село Белгаза, жители которого много лет добиваются ремонта дороги до райцентра. Дорогу не ремонтировали больше тридцати лет. Из-за разбитого асфальта в село не ходит общественный транспорт. «Скорая» и пожарные добираются сюда по несколько часов.
В ушедшем году о проблемах Белгазы рассказал «Народный фронт». Еще в 2018 году жители деревни добрались до самого главного регионального начальства: местная активистка буквально подкараулила губернатора Валерия Радаева на празднике в честь «Дня поля». «Приеду к вам, не переживайте», – пообещал Валерий Васильевич. Но никто из представителей областных властей в Белгазе так и не побывал.

Здесь был «Газпром»
«Вот там были наши фермы, племенное хозяйство, элеватор, подземное овощехранилище. Дальше – яблоневые сады», – староста Белгазы Евгения Кирбаба показывает на холмы за селом. Вначале 1990-х «Югтрансгаз» организовал здесь подсобное хозяйство. На работу в село позвали газовиков из Саратова и других городов. Для них построили двухэтажные коттеджи. Протянули водопровод, газ. Проложили 40-километровую дорогу до райцентра.
Евгения Вячеславовна заведовала столовой. «В 7.00 уже был завтрак. Кормили по 200 человек за раз!» – вспоминает она.
Собеседница родилась в Луганской области в шахтерском городке Брянка. Закончила гидролесосеменной техникум, но выбрала профессию продавца. «Я очень люблю людей. Работать с населением мне всегда нравилось больше, чем бегать по полям», – объясняет она.

Еще в советские времена Кирбаба переехала на Крайний Север в поселок Лянтор, чтобы работать поваром на нефтедобывающем предприятии. «Приехали в марте. Всё снегом занесено, одни антенны торчат», – вспоминает она. Первое время семья с двумя детьми жила в «бочке» – железнодорожной цистерне, приспособленной под времянку. Лянтор быстро отстроился и стал одним самых благоустроенных поселков Ханты-Мансийского округа.
В Белгазе «газпромовская» сказка длилась недолго. В начале 2000-х компания избавилась от непрофильных активов. Подсобное хозяйство закрыли. Многие газовики вернулись в город. Как говорят местные жители, опустел каждый третий дом. Уезжали семьи с детьми: к середине 2000-х количество учеников в местной школе уменьшилось вдвое. Без хозяйства развалилась коммунальная инфраструктура. Дорога до Аткарска стала почти непроезжей.
В 2012 году заросшие поля вокруг села взяла в аренду аткарская птицефабрика. Здесь стали выращивать кукурузу и сою на корм курам.

«Мы радовались, надеялись, что новые арендаторы помогут с ремонтом дороги. Но вышло наоборот. И по дороге, и прямо по селу поехали трактора с плугами, комбайны, зерновозы», – вздыхает Евгения Вячеславовна.
По сведениям из открытых источников, в 2023 году чистая прибыль аткарской птицефабрики выросла на 211 процентов, превысив 30 миллионов рублей. Учредителями предприятия указаны пять человек с московскими ИНН.
По ее словам, несколько лет назад после обращения к Вячеславу Володину в селе отсыпали щебенкой половину центральной улицы. Но большая часть Белгазы страдает от непролазной грязи.
«Мы хотим ходить в туфельках. Мы не заброшенная деревня. У нас очень красивое село, где можно жить с позитивом», – уверена Кирбаба.
Нет дороги – нет людей
Несколько лет назад жители Белгазы могли добраться до райцентра на частной «Газели». Но ее владелец вышел на пенсию и продал микроавтобус. Теперь остались только таксисты на легковушках. Поездка в Аткарск стоит 1500 рублей. Деревенские таксисты уезжают обратно в Белгазу через три часа. За это время пассажир может, например, сделать покупки, но сходить к врачу уже не успеет. Вернуться в село позже на городском такси невозможно – аткарские «бомбилы» не соглашаются ехать в Белгазу даже за 2 тысячи рублей.
Своего врача в Белгазе нет. Фельдшер несколько лет назад ушла на пенсию. Осенью 2023 года в местном ФАПе начала работать «помощник фельдшера». Как уточняет районное издание «Аткарский уезд», вообще-то она и раньше здесь работала – с 2001 года была уборщицей. Теперь «помощник фельдшера» может измерять давление, сатурацию, рост и вес пациентов. Но вот сделать укол – уже не имеет права.
«Скорая помощь» доезжает до села с трудом. «Наш пожилой сосед упал у калитки. Мой муж помог ему дойти домой. Померил давление – почти 200! Дали таблетку от гипертонии, вызвали «Скорую». И ждали пять часов! Врачи сказали, что у соседа инсульт, увезли его в больницу в Аткарск», – рассказывает недавний случай жительница Белгазы Людмила Губанова.

Бездорожье не могут одолеть даже пожарные. Пожары в селе, к счастью, случаются не часто. Но если уж ЧП происходит, рассчитывать на помощь из райцентра не стоит. За последние десять лет в Белгазе сгорели три дома. Экстренные службы добирались сюда, когда тушить было уже нечего.
Отсутствие дороги мешает развитию малого бизнеса. В деревне работает единственный магазин. Здесь продают хлеб, молочные продукты, колбасу, сладости, фрукты, бытовую химию, привозят по заказам товары для жителей, которым трудно доехать до города. Как рассказывает предприниматель Али Курбанисмаилов, поставщики не хотят ехать в Белгазу, поэтому он сам возит товар на своих «Ларгусе» и «Газели» из Аткарска и Саратова. Менять подшипники приходится почти каждую неделю. Особенно тяжело зимой: на девятикилометровом участке от Кочетовки до Белгазы нет лесополос, дорогу часто переметает, и по утрам Али первым раскапывает завалы.
Когда-то в селе действовала собственная пекарня. Но единственная пекарь уехала, замену ей не нашли, ведь здесь почти нет молодежи.
С той же проблемой нехватки кадров столкнулся местный фермер Василий Мовиляну, занимающийся разведением молочных коров.
«У нас 45 симменталок. На ферме работаем мы с мужем, сын, зять и двое рабочих. Если бы у нас были еще люди, мы могли бы делать сыр», – рассказывает супруга фермера Галина Георгиевна. Она надеется, что, благодаря журналистам, о вакансии узнают люди за пределами Белгазы и «к нам кто-нибудь приедет». По словам собеседницы, зарплата на ферме «достойная» и есть жилье, где может поселиться целая семья.

В последний путь – на тракторе
Местные жители стараются, как могут, обустроить свое село. Весной отремонтировали стелу с названием деревни. Металлическую конструкцию установили еще при газовиках. С тех пор она проржавела и в 2023 году упала. В апреле активисты заново забетонировали фундамент, подняли и покрасили стелу. Белгаза выгодно отличается от соседних деревень, дорогу к которым указывают синие жестяные таблички – такие маленькие, что их трудно разглядеть из машины.
Жители своими руками оборудовали детскую площадку – качели, песочницы, лавочки, самодельные фигурки. Планируют построить спортивную площадку, высадить небольшой парк.
Летом добровольцы благоустроили деревенский пляж: вырубили кусты, скосили бурьян, поставили беседку, мусорный бак, расчистили место под кострище. Фермер Мовиляну привез стройматериалы и 12 тонн песка. В июле артисты из сельского дома культуры провели здесь праздник Ивана Купалы и фестиваль рыбалки.

Зимой дом культуры организует рождественские катания: к снегоходу прицепляют санки и ватрушки, чтобы получился сказочный поезд (детские аттракционы с паровозиками в Белгазу не приезжают). После Рождества артисты колядуют и устраивают святочные гуляния с бросанием валенок (таким способом местным жительницам обещают приманить женихов).
В 2023 году сельский сход решил организовать в Белгазе мобильную группу ремонтников, которая следит за состоянием водопровода и насосной станции. Работа водопровода и тарифы на воду, как и во многих других селах, давно вызывали жалобы жителей. В 2018 году они направили коллективное обращение саратовскому омбудсмену Татьяне Журик. В 2019-м водопровод Белгазы отдали в концессию аткарскому ООО «Водолей». Результаты оказались примерно такими же, как с «Водоканалом» в областном центре. Теперь сельчане чинят трубы собственными силами.
Как подчеркивают местные жители, в белгазинской школе регулярно собирают гуманитарную помощь для СВО. Учителя вяжут солдатам носки. Дети пишут письма, складывая треугольничком. Родители приносят тушенку, чай, сладости.
С Донбасса не вернулся житель Белгазы 40-летний Алексей Ефремычев. Как пишет «Аткарский уезд», мужчина воевал в штурмовом подразделении, погиб в декабре 2023-го. Похоронили его спустя месяц на сельском кладбище.
Но вот с кладбищем в Белгазе есть проблема. Дорога к погосту не асфальтирована. Осенью грязь раскисает, зимой замерзает, и катафалк не может проехать. Траурный автобус приходится буксировать трактором.
Надежда на дачников
В Белгазе прописаны 350 человек. Реально живут около 150. Больше половины из них – пенсионеры. Как полагают жители, будущее села – за дачниками, которые хотят проводить лето или даже большую часть года в экологически чистом месте. По сведениям районной газеты, здесь продается около 20 коттеджей. Двухэтажные кирпичные дома с земельным участком стоят до 1,5 миллионов рублей. Но из-за бездорожья они ждут покупателей годами.
Впрочем, в Белгазе всё-таки поселились несколько смелых семей с детьми. Три года назад сюда переехали Елизавета и Алексей Проценко. У них три дочери и маленький сын. Глава семьи работает токарем в Энгельсе. В деревню приезжает на выходные. Жена и старшие дочки ухаживают за хозяйством. У семьи есть сад и огород, козы, свиньи, индюки, утки, куры. 16-летняя Василиса Проценко занимается воздушным эквилибром. В 2023 году девушка участвовала в мировом первенстве. На тренировки она ездит в Энгельс.
Уроженка Белгазы Валентина уехала в город после окончания школы. Вернулась уже с двумя детьми. В селе есть качественный интернет, девушка может удаленно работать бухгалтером.

Валентина говорит, что в восторге от местной школы и детского садика. Здание школы строили еще при «Югтрансгазе». Другого такого – с просторным фойе, рекреациями, спортивным и актовым залами, – нет во всем районе. Сейчас здание нуждается в ремонте. Но, как считает Валентина, главное – отношение учителей к детям. В 5 классе, где учится сын собеседницы, только два ребенка. Каждому обеспечено внимание учителей на всех уроках. Это позволяет обходиться без репетиторов. В группе садика, куда ходит дочь Валентины, – четыре малыша. В отличие от городских детсадовцев, они почти не болеют.
Единственное, чего не хватает молодой маме, – кружков и спортсекций. Для того, чтобы возить детей на дополнительные занятия в Аткарск, нужна качественная дорога. Валентина уверена: если такая дорога появится, в Белгазу переедут и другие родители, которые имеют возможность зарабатывать на удаленке.
Людмила Губанова выросла в соседней Вольновке. Повзрослев, уехала в Нижний Новгород, вышла замуж. Десять лет назад семья купила в Белгазе дом под дачу. В отличие от большинства отдыхающих, Губановы живут здесь зимой. Летом они работают на волжском круизном теплоходе.
«Мы приехали сюда ради экологии», – объясняет Григорий Евгеньевич. Он «душой болеет» за местную речку. В 2023 году учредители аткарской птицефабрики заявили, что намерены провести орошение на свои кукурузные поля. «Проложили трубу длиной два километра, сечением 300 миллиметров. Я подсчитал: только для заполнения системы потребуется 147 тысяч литров воды! И это мы еще не знаем периодичности полива. У реки Белгазы на всем ее протяжении – 65 километров нет ни одного притока. Я боюсь, что речку высосут», – объясняет Губанов. По его словам, такая беда уже случилась в Орловской области. После запуска мелиоративных установок, качающих воду из малых рек, в соседних селах пересохли колодцы.

P. S. «Свободные» задали областному министерству транспорта и администрации Аткарского района вопросы о том, что чиновники намерены сделать для ремонта белгазинской дороги. Как пояснили в министерстве, участок дороги длиной 43 километра от трассы «Тамбов-Пенза» до Кочетовки имеет региональный статус. Дороги регионального значения в Саратовской области не ремонтировались с 2021 года. Подготовлена проектно-сметная документация на ремонт 34-километрового участка от трассы до поворота к селу Вяжля. Работы оцениваются не менее, чем в 1,1 миллиона рублей.
Администрация Аткарского района тянула с ответом почти месяц. И неудивительно: сказать оказалось нечего. Участок дороги от Кочетовки до Белгазы длиной 6,4 километра находится в ведении муниципалитета. На 2025 года ремонт не планируется. Пассажирский транспорт в село не ходит «по причине отсутствия предпринимателей, способных осуществлять данные перевозки». Районная администрация объявила конкурс на маршрут, но не особенно верит, что найдутся желающие. «Возможной причиной является неудовлетворительное состояние дороги», – делает гениальную догадку первый заместитель районного главы Константин Егоров.