Минтранс планирует возобновить работу над трассой «Меридиан» с самым протяженным участком в Саратовской области
Минтранс России планирует возобновить работу над трассой «Меридиан», самый протяженный участок которой должен был прийтись на Саратовскую область. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава ведомства Роман Старовойт.
Министерство планирует выйти на график реализации дороги в первом квартале 2025 года, если параметры и экономическая эффективность будут обоснованы, сказал он.
По словам Старовойта, Минтранс и Росавтодор занимаются этим проектом уже почти 10 лет. Ранее эта дорога была более актуальной, как направление из Китая в Европу считалось перспективным, поэтому инициаторы проекта вели оформление земельных участков, структурировали проект и его финансово-правовую модель. Эти документы находятся в министерстве, сотрудники которого рассматривают параметры проекта.
«Основная задача всех участников — определить грузовую базу и перспективу, потому что изначально закладываемые эффективные механизмы, а именно движение грузов из Западной Европы в Китай и обратно, сегодня не работают, ведь границы закрыты. Поэтому сейчас можно рассматривать эту дорогу как транзитную через регионы России на Белоруссию», — подчеркнул Роман Старовойт.
- В середине 2010-х частный проект «Меридиан» был инициирован бывшим зампредом правления «Газпрома», уроженцем Саратовской области Александром Рязановым через «Русскую холдинговую компанию» (РХК), председателем совета директоров которой он являлся. Вместе с партнером Романом Нестеренко он зарегистрировал одноименную компанию «Меридиан». Трасса протяженностью около двух тысяч километров задумывалась как транзитный путь для перевозки грузов из Европы в Китай через Россию и Казахстан. Она должна была пройти по территории восьми регионов: Оренбургскую, Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую и Смоленскую области, дальше уходя на территорию Белоруссии. В 2019 году создание «Меридиана» было одобрено тогдашним премьером Дмитрием Медведевым. Тогда бюджет проекта оценивался в 600 миллиардов рублей.
- В июне 2022 года, после начала спецоперации в Украине и введения западных санкций против России, председатель правления госкомпании «Автодор», которая взяла часть проекта, Вячеслав Петушенко дал интервью телеканалу РБК, в котором сказал, что трасса «Меридиан» пройдет из Китая в страны Каспийского моря, в том числе Иран. В кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в том же году Петушенко уточнил, что готовится новая трассировка автодороги, которая совместит «Меридиан» c проектом Юго-Восточной хорды. Однако реализацию проекта отложили на неопределенный срок.
- В 2023 году совладелец «Меридиана» Роман Нестеренко, а также кредитор — ООО «Велесстрой», ранее отсудивший у компании около 79 миллионов рублей, подали иск о банкротстве организации. К настоящему времени «Меридиан» по иску Нестеренко с претензиями на 138 миллионов рублей по займу признали банкротом.
- По данным портала «Бизнес-вектор», инициатор строительства «Меридиана» Александр Рязанов занялся в Саратовской области ремонтом дорог через созданное им в 2021 году ООО «РХК-Дорожные технологии». В прошлом году выручка компании превысила 752,6 миллиона рублей. Областная дирекция транспорта и дорожного хозяйства распределила 1,6 миллиарда на содержание дорог в районах в течение двух ближайших лет. Так, за дороги Калининского, Лысогорского и Самойловского районов за 547,1 миллиона рублей будет отвечать фирма Рязанова.