«Нигде ты не получишь столько денег за то, что крутишь педали»
17 декабря в России отмечают День курьера. Отцами-основателями профессии были люди в погонах – 228 лет назад император Павел первый подписал указ о фельдъегерском корпусе, офицеры которого перевозили государственные документы. В современной доставке работают, по разным оценкам, 1-1,5 миллиона россиян и иностранцев. Их услугами регулярно пользуется треть жителей страны. По подсчетам Head Hunter, с начала года медианная зарплата курьеров выросла на 15 процентов, достигнув 115,6 тысячи рублей. Это больше, чем у учителей (47 тысяч рублей), бухгалтеров (62,3 тысячи), дизайнеров (70 тысяч), врачей (88,4 тысячи) и айтишников (114,2 тысячи рублей).
Отрасль развивается настолько бурно, что на нее обратили внимание государственные мужи и дамы. Им не понравилось. «Оплата труда курьера может быть больше, чем оплата труда инженера. Это очевидный перекос на рынке, и такого быть не должно», – заявил зампред Совбеза России Дмитрий Медведев. По словам депутата Госдумы Светланы Бессараб , из-за разницы в зарплатах «даже выпускники Бауманки выходят на рынок работать курьерами».
Представители властей вовсе не имели в виду, что людям с университетскими дипломами стоит платить больше. Как пояснил директор департамента Минпромторга Никита Кузнецов, сервисы доставки оттягивают на себя около 2 миллионов курьеров и сборщиков, а эти «здоровые, физически сильные люди» пригодились бы Родине в другом месте. «Мы сейчас вынуждены решать в ходе специальной военной операции проблемы с нехваткой работников, а курьеров или тех, кто занимается частным извозом, мы на заводы отправить не можем», – сожалеет Дмитрий Медведев.
Пока высокое начальство не взялось за доставку всерьез, тысячи курьеров выходят в город в любую погоду, чтобы делать нашу жизнь проще и удобнее. «Свободные» поговорили с саратовским курьером Татьяной Тишаковой о том, как она относится к своей профессии, чему научилась за время работы в доставке и куда тратит заработанные деньги.
«Найти работу, которую не надо приносить домой»
«Я приехала в Саратов семь лет назад из Перелюба – это маленькое село почти на границе с Казахстаном, – рассказывает Татьяна. – Хотела поступать в СГАУ, но по ряду причин не смогла этого сделать. Отучилась год в медицинском колледже. Оказалось, не моё. Мама, она работает учительницей начальных классов, предложила попробовать педколледж.
Впечатления от учебы – самые положительные. В колледже дают гуманитарное образование, прививают навыки общения с людьми, там был творческий коллектив, который участвовал в «Студвесне», собственный барабанный ансамбль. Но я всегда сомневалась, что хочу работать учителем. Еще в детстве, наблюдая за мамой, я видела изнанку профессии. Перед дипломом студенты в течение месяца проходили практику в школе, и я окончательно убедилась, что не готова посвящать вечера отчетам, тетрадям, чужим детям и их родителям. Моей целью стало найти такую работу, которую не надо приносить домой.
Родители, особенно бабушка, топили за продолжение образования в вузе. Я поступила в институт заочно, но быстро бросила. Я не готова тратить несколько лет ради потенциального светлого будущего. Хочу жить здесь и сейчас. В нашем нестабильном мире неизвестно, настанет ли завтра.
Я изучила саратовские вакансии, поняла, что выбор небольшой, и остановилась на варианте поближе к дому: пять минут пешего хода, пиццерия, зарплата 25 тысяч рублей – звучит неплохо.
Через четыре дня случилось боевое крещение – 1 сентября. Это было ужасно! Все идут с детьми, все хотят молочные коктейли и мороженое. Нужно смешивать, поливать топингом – и всё с бешеной скоростью.
Официально я была кассиром. На самом деле – универсальным солдатом. Кассир считает деньги, обслуживает клиентов, разносит еду, убирается в зале и в туалете, помогает на кухне. Продержалась я два месяца.
Потом устроилась кассиром в магазин косметики. Там было полегче: небольшое помещение, которое можно убрать за 15 минут, приятный девичий коллектив. Но месяцев через девять я начала задумываться: я хожу на работу, где ничего не меняется, те же покупатели, те же витрины, день сурка. Я с ужасом представила: неужели я проведу на одном месте несколько лет? И уволилась.
Лучшая подруга позвала меня в гости в Петербург. Нужно было срочно заработать на поездку. Я вспомнила, как к нам в магазин приезжал курьер из Сбермаркета. Рассказывал, что получает 22 тысячи рублей, при этом – свободный график и никакой начальник над тобой не стоит.
Я пошла в «Ленту», получила сумку. Долгого инструктажа не было, во всем разобралась на практике. Система простая: открываешь слот, падает заказ, забираешь пакеты из магазина и несешь.
Первый мой заказ был на 30 килограммов. От таких можно отказаться, но я этого не знала. Смотрела на четыре тяжеленных пакета и думала: как? Разделила заказ пополам и повезла на маршрутке. Мне запомнилось удивленное лицо клиентки: она не ожидала, что курьер окажется девушкой. Так я получила свои первые чаевые – 50 рублей.
Мой первый рабочий день длился четыре часа. Следующий раз я вышла уже на 10 часов. Поставила рекорд – прошла 30 тысяч шагов! Вернувшись домой, упала на диван, и меня просто отключило. Проснувшись, написала маме: «Пришли мой велосипед». Кататься я научилась еще в восемь лет. В деревне без велика никак – на нем ездят и на речку, и в школу.
Я очень быстро ушла в «Самокат», где почасовые ставки и надбавки за работу в плохую погоду были выше. Здесь я работаю уже три года и более, чем довольна.
«Отключение в районе холодной воды – хуже войны»
Мое место работы находится в шаговой доступности: от дома до даркстора – 20 минут пешком. Для меня важно высыпаться, поэтому мой рабочий день не должен начинаться раньше 10.00.
Всё просто: прихожу в даркстор, открываю смену, беру сумку, выбираю свободный велик средней степени раздолбанности. Велосипеды предоставляет компания. Жизнь у двухколесных друзей трудная, каждые две недели привозят новых.
Летом у нас появилась ставка электровелокурьера. Электровелосипед дают не просто так, а в аренду. Но зато почасовая оплата у курьера на «электричке» выше, не надо крутить педали и можно снять сумку с плеч, поставить на багажник. Все наши курьеры пересели на такой транспорт. Я тоже пыталась, но в первую же минуту врезалась в стеллаж, синячище расползся на полбедра. Нет, уж лучше я педали буду крутить.
Раньше мы сами выбирали заказы и выстраивали маршрут. Полгода назад появилась программа, которая делает это самостоятельно, но не всегда удачно.
Самые тяжелые товары – это картошка и питьевая вода. Когда в микрорайоне отключают холодную воду – это хуже войны. Курьеры целый день возят пятилитровые бутыли, по три-четыре штуки в каждом заказе.
После 22.00 повально идут мелкие заказы – чипсы, «дошик», газировка. Люди в это время отдыхают компанией или просто расслабляются дома, не хотят идти в магазин, даже если до него меньше минуты.
Почему-то клиенты активизируются перед завершением работы приложения. Иногда с 22.55 до 23.00 падает по шесть заказов. Тот, кто развозит эти остатки, потом убирается на цфз (центр формирования заказов).
Маленькие заказы нужно отвозить за 15 минут, большие – за 30. Иногда клиенты ждут у двери. Кому-то приходится стучать, кому-то – очень долго стучать, вызванивать. Бывает ощущение, что люди успевают забыть о курьере за то время, пока я поднимаюсь на лифте. По правилам после трех минут ожидания и трех звонков можно уходить.
С негативным отношением клиентов я ни разу не сталкивалась. Бывает, с курьером не здороваются. Бывает, просто руку в дверь высовывают, и я даже человека не вижу. Не могу сказать, что это меня как-то особенно задевает.
Я считаю, что занимаюсь полезным делом, ощущаю свою роль в жизни города. В Юбилейном есть социальное жилье. Когда приношу заказ, я вижу, что в коридоре квартиры толпятся маленькие дети. Я понимаю, что облегчаю быт их матерям. На одном адресе есть постоянный клиент – инвалид. Два раза в неделю падает заказ для него – хлеб, готовая еда. Видимо, доставку заказывает кто-то из родственников.
«Пацаны пашут, как терминаторы»
Жаль, что клиенты так редко оставляют чаевые. Но всё же мне, девушке, везет больше, чем коллегам-пацанам. В «жирный» день с разных адресов набирается рублей 500. Мой самый большой «чай» – 1500 рублей. Я даже глазам не поверила, когда увидела сумму. Кстати, у нас есть корпоративная традиция: если сотрудник компании сам заказывает доставку, дать коллеге на чай надо обязательно.
Рабочий график я выстраиваю сама. В выходные заказов больше и есть надбавки, но для меня важно соблюдать ворк-лайф баланс, поэтому я отдыхаю по субботам и воскресениям, а еще в среду. Летом, в жару, я работала с 17.00 до 23.00. Весной и осенью в прошлом году работала по 10 часов, в этом – по двенадцать. Однажды я взяла 13-часовую смену, но поклялась, что больше так делать не буду.
Иногда после работы так устаю, что еду домой на такси – хотя тут рукой подать. Ноги, на удивление, не болят. Болят плечи и руки, это из-за сумки.
Работа в доставке изменила мой характер. Раньше мне было некомфортно в обществе, неловко, казалось, что я не вписываюсь в компанию. Но, общаясь с клиентами каждый день, я убедилась, что людей не стоит бояться или стесняться. Коллектив у нас молодой, не токсичный, мужской. В таком окружении быстро становишься «своим парнем».
Пацаны у нас пашут, как терминаторы. Некоторые – по 16 часов в сутки без выходных. Один парень, выпускник медколледжа, планирует переехать к своей девушке в Краснодар и открыть там массажный кабинет. У второго – жена беременная. Но такой режим сказывается на нервной системе. Через какое-то время начинаешь замечать, что парень-то – поплывший. Для себя я решила, что раз в два месяца надо недельку покурить бамбук.
Наш цфз – один из самых «русских», если можно так выразиться. Из 16 курьеров только четверо – приезжие. В центре города соотношение 40 процентов на 60. Дело в том, что в центре больше иностранных студентов. Они подрабатывают, чтобы не просить у родителей денег на развлечения. Есть и те, кто целенаправленно приезжает на заработки. Говорят, что дело выгодное, – после года работы здесь можно купить машину и дом на исторической родине.
О том, что с 1 января иностранцам нельзя будет работать в Саратове курьерами, я не слышала. Думаю, если бы это было проблемой, шли какие-то разговоры, но их нет.
В месяц я зарабатываю 50 тысяч рублей. Мне этого более, чем хватает. Особенно удобно, что деньги выплачивают каждую неделю.
Зимой, особенно в новогодние праздники, ставки растут, вводятся дополнительные надбавки. Можно озолотиться. Но из-за погоды в холодный сезон курьеров становится меньше. Я тоже с ноября по март перехожу в сборщики заказов – не хочу ездить по льду, потом больше придется потратить на лечение. Зарплата у сборщика поскромнее – в месяц выходит около 40 тысяч.
Считаю ли я работу курьера престижной? Если измерять престиж деньгами, то да. У нас есть корпоративная шутка: из доставки, как из Саратова, нельзя сбежать – нигде ты не получишь столько денег за то, что крутишь педали. А на электровелике – даже не крутишь.
Как я трачу заработанное? Бабушка учила меня делать сбережения. Каждую неделю из заработанных 12 тысяч я стараюсь отложить пять. Прошлой весной на собранные таким способом деньги я с родителями съездила в Москву. Моя цель – создать «подушку безопасности», затем – накопить на ремонт квартиры и на отпуск».
Курьеров поставят к станку?
Напомним, что толчок развитию сферы доставки дал карантин 2020 года: за первый месяц локдауна в Москве спрос на услуги курьеров вырос на 17,5 процента.
Впрочем, тогда эксперты были уверены, что это временное явление. «Курьером может стать каждый. Они будут очень нужны до тех пор, пока ситуация не устаканится», – отмечал заместитель проректора ВШЭ Павел Травкин.
Однако за 2020 год интернет-торговля в России выросла на 60 процентов, за 2021-й – еще на 40%. Увеличился и спрос на услуги курьеров. В 2021 году HeadHunter зафиксировал рост числа вакансий в 2,65 раза. В следующие два года предложений о работе становилось примерно на четверть больше. Зарплата курьеров в 2020-2023-м годах поднималась на 25-30 процентов каждый год.
Соответственно изменился «социальный потрет» типичного сотрудника службы доставки. По оценке HeadHunter, каждый третий курьер в России – дипломированный специалист с высшим образованием. По данным «Яндекс Доставки», около 40 процентов опрошенных используют доставку как подработку в дополнение к основной работе, 20 процентов – совмещают этот вид деятельности с учебой в вузе или колледже. Состоявшиеся надевают курьерскую сумку, когда хотят сменить профессию, – гибкий график позволяет проходить курсы переобучения или развивать собственный бизнес.
На сегодня в России курьерами работают около 1,5 миллионов человек. Требуется еще около 200 тысяч. «Сейчас в курьеры начнут брать кого угодно, поскольку рынок труда – в состоянии сверхвысокого уровня вакансий», – полагает доктор экономических наук Ростислав Капелюшников.
«По рынку ударил кадровый голод, начавшийся в 2023 году. Миграция населения, COVID-19 и демографическая яма 90-х привели к жесточайшему дефициту кадров. Сейчас курьер – одна из самых востребованных позиций среди работодателей. По нашим данным, на одного соискателя приходится в среднем 10-12 предложений», – говорит руководитель отдела подбора персонала СДЭК-Глобал Виталина Бачерикова. Работодатели теперь рады тем, от кого раньше воротили нос, – принимают женщин, студентов и пенсионеров.
Доставка выигрывает в зарплатной гонке с другими отраслями, соревнующимися за кадры. По подсчетам hh.ru и ПЭК, с начала года медианная заработная плата курьеров увеличилась на 15 процентов, достигнув 115,6 тысячи рублей. Самой высокооплачиваемой в России вакансией для курьера является место в компании «Купер» – работникам с собственным автомобилем предлагают зарплату до 202 тысяч рублей на руки. Это больше, чем у квалифицированных специалистов с высшим образованием, и намного больше, чем в любой другой рабочей специальности. На отток кадров, уходящих в доставку, жалуются представители ЖКХ и турбизнеса.
Чиновников беспокоит, что сервисы доставки оттягивают «здоровых, физически сильных людей». Летом вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова заявила, что в России огромная армия курьеров и таксистов, которую нужно перенаправить в производство, так как в стране «некому выполнять гособоронзаказ».