«Мы говорили, что у нас шестеро детей, нечем платить, но они только смеялись». В автосалоне многодетной семье продали в кредит девятилетний «Ларгус» за полтора миллиона рублей
В конце августа семья Севостьяновых (фамилия изменена по просьбе героев) решила купить новую машину. Старенькая «Нексия», приобретенная в 2018 году, прожила жизнь недолгую и суровую.
Машина возила дрова и бочки с водой — Севостьяновы живут в поселке Воробьевка, где до последнего времени не было ни газо-, ни водопровода. Неудивительно, что авто пришло в негодность раньше, чем владельцы выплатили за него кредит.
Как рассказывает Снежана Севостьянова, они мечтали о «Ларгусе», в котором уместилась бы почти вся семья (у супругов шестеро детей). Искали варианты не дороже 500 тысяч рублей. На «Авито» увидели выгодное предложение от автосалона в Самаре за 400 тысяч. «По телефону менеджер сказал, что нам наверняка одобрят кредит, платеж составит 7 тысяч рублей в месяц. Пообещали еще и оплатить нам железнодорожные билеты до Самары. В тот же вечер мы выехали», — говорит Снежана.
На следующее утро в автосалоне на Московском шоссе саратовцам заявили, что выбранной машины нет в наличии, «она в другом месте». «Сказали: давайте отправим заявку в банки, если одобрят, съездим за машиной. Девушка забрала СНИЛС мужа и велела нам идти в общий зал, ждать. В этот момент я засомневалась: зачем забирать карточку СНИЛС, если можно просто записать номер? Менеджеры, видимо, почувствовали, что мы может уйти, и сразу заплясали вокруг нас: давайте покажем вам другой «Ларгус», он стоит прямо здесь, только на 50 тысяч дороже».
Сотрудники салона предложили внести аванс за машину, «тогда банки быстрее рассмотрят заявку». «Спросили, сколько нам комфортно внести, можем ли дать 5 тысяч? Пообещали, что, если с банками не сложится, первый взнос нам вернут», — вспоминает Снежана. Саратовцы заплатили.
Им принесли стопку документов. «Сказали: подпишите, это только для банка, чтобы быстрее рассмотрели вашу заявку. Я читала документы, муж читал. При этом сотрудник салона рассказывал, что у нас будет прямо волшебная страховка: если мы сломаемся по дороге, нам привезут бензин, и колеса накачают, и эвакуируют, если надо. Он говорил очень быстро, тараторил. Я в это не верю, но меня как будто загипнотизировали: от прочитанного договора в голове не осталось ни слова», — вспоминает Снежана. Глава семьи подписал все бумажки.
Супругов попросили еще подождать «одобрения от банка». К тому моменту они уже провели в салоне несколько часов, устали и проголодались. Снежана обратила внимание, что «одобрение» приходило только иногородним покупателям. Клиентам, постоянно живущим в Самаре, банки почему-то отказывали.
Наконец Севостьяновым объявили, что кредит им согласен дать только Азиатско-Тихоокеанский банк с головным офисом в Благовещенске. Саратовцев пригласили в отдельную комнату наверху. «Сотрудник автосалона сказал, что мы уже купили машину, и вытащил из кучи бумаг, которые муж подписал, акт приема-передачи. Мы не обратили на него внимания, пока слушали соловьиные трели про страховку. Оказалось, что «Ларгус» 2015 года выпуска стоит 1290000 рублей и еще 200 тысяч — страховка. Общая сумма — без малого 1,5 миллиона рублей, ежемесячный платеж — 40 тысяч рублей! Когда я услышала эту цифру, у меня случилась истерика, — рассказывает Снежана. — Мы им говорили, что у нас шестеро детей, мы не можем платить такие деньги, но они только смеялись».
Женщина позвонила знакомым юристам, они сказали, что «можно побороться», но нужно изучить документы. «Сотрудники салона не умолкали. Сначала обещали нам помочь: дать 40 тысяч рублей на первый платеж, подарить навигатор и четыре шины. Потом заговорили по-другому: мол, сейчас у нас лопнет терпение, мы все льготы уберем. Сказали, что бороться с ними бесполезно — у них опытные юристы, нам придется полгода ездить на разбирательства в Москву, а машина останется на платной стоянке в салоне по 1000 рублей за день. Меня трясло. Мы с мужем поняли, что не справимся».
Как говорит Снежана, расходы на билеты до Самары им, вопреки первоначальным обещаниям, не возместили: «Сказали: хватит вам». Саратовцы уехали из салона на своем новом «Ларгусе», оказавшемся «золотым». Уже дома, проверив машину по сервису «Автотека», они выяснили, что ее пробег — 241 тысяча километров. Автомобиль был в аварии, ему меняли крыло и лобовое стекло.
Глава большой семьи работает на одном из заводов в Энгельсе, по 12 часов в смену, неделю в день, неделю в ночь. Снежана работает дворником в поликлинике и моет подъезды. «Сейчас ждем аванс на работе у мужа. Вся сумма полностью уйдет на кредит. Я нанялась мыть еще 10 подъездов за 25 тысяч рублей, уж не знаю, хватит ли меня, — вздыхает собеседница. — До слез обидно. Небогатые люди, как мы, стараются сэкономить и влипают в такие истории. Уже после нашего случая я узнала, что другая семья из Саратовской области с семью детьми нарвалась на такой же автосалон в Тольятти. Если бы я знала, что такое может быть, мы бы не попались. Поэтому я решила рассказать о случившемся».
«Свободные» обратились за комментарием в самарский автосалон, где побывали Севостьяновы. Однако на момент подготовки материала связаться с руководством торгового предприятия не удалось.
«Я просто убежал оттуда»
Судя по отзывам на сайтах, с 2022 года автосалон на Московском шоссе четыре раза менял название. В интернете можно найти немало историй клиентов, в деталях напоминающих рассказ Севостьяновых.
«Сначала машины нужной не оказалось. Потом появились какие-то обязательные допы, которые мне никуда не упали. Потом ставка по кредиту с 6% выросла до 31%. Еще и паспорт не хотели отдавать», — пишет Дмитрий.
«Пытаются пропихнуть предварительный договор, где в случае отказа от сделки покупатель должен компенсировать автосалону затраты в размере 50% от первоначального взноса», — добавляет Илья.
«Приехали смотреть «Шкоду». Фиксированная цена в объявлении 290 000₽. Хотели взять с первоначальным взносом 190 000₽, внесли, подписали договор. Ожидали ответа от банков-партнеров четыре часа. Банк одобрил на совершенно других условиях, стоимость авто выходила 1 150 000₽. Менеджер сказал, что при расторжении договора купли-продажи мы не сможем вернуть внесенные средства, да еще и останемся должны 85000₽ неустойки. Мы пригрозили разбирательством с юристами и судом. Кое-как удалось договориться», — рассказывает Женя.
«Человек едет машину за 600 000 покупать, а она тут представлена за полтора ляма. Дороже выходит потому, что страховку надо делать и допы оформлять. Мне потребовалось несколько юридических консультаций. Зато теперь я деньги вернул», — делится успехом Александр.
Покупателю по имени Игорь не так повезло: «Я оплатил задаток в размере 10 тысяч. После четырех часов ожидания сказал: верните деньги, я пойду. Деньги возвращать отказались. Я просто убежал уже».
«Развели, как пацана»
Очень похожими впечатлениями делились клиенты ООО «Сириус», владевшего в Саратове автосалонами «Лайф авто» и «Фора авто». Житель Саратова Сергей рассказывал изданию «Версия-Саратов», что в 2021 году в «Лайф авто» ему навязали кредит на «Ладу Нива» на миллион рублей, хотя в среднем по рынку такая машина стоила на тот момент около 750 тысяч. «Я сам не понял, как на меня так повлияли. Помимо меня, там было много народу, всех разводили в разные комнаты, в салоне громко играла музыка. То ли это было психологическое давление, то ли мне что-то подмешали в кофе. Развели, как пацана», — описывал мужчина свои впечатления.
Саратовец Юрий также считает, что его вынудили взять невыгодный кредит в том же салоне. По словам покупателя, изначально он планировал купить машину в кредит с платежом не больше 15 тысяч рублей в месяц. Большую сумму мужчина не мог себе позволить, так как его дочь учится в вузе, нужно платить за ее учебу и арендованное жилье. Юрию предложили внести аванс и подписать какие-то документы. Позже оказалось, что это был договор купли-продажи. «Весь день меня продержали и выпустили с навязанной «Ладой Вестой» за миллион 250 тысяч по ставке 15,5%. Ежемесячно я должен за нее выплачивать 26 тысяч рублей», — рассказывал «Версии» Юрий. По его словам, на прощание сотрудники салона заставили его сказать перед видеокамерой, что он доволен покупкой.
С миллионным кредитом на «Ладу Весту» чуть не уехала из «Лайф Авто» саратовчанка Анна. Характерные детали истории те же: объявление с привлекательной низкой ценой, отсутствие машины в наличии, многочасовое изматывающее ожидание, внесение аванса. «Крупный мужчина стал грубо с нами разговаривать. Угрожал, что, если мы не подпишем документы, на нас повесят большой кредит на сумму, превышающую миллион рублей, и добавил: «Не ведитесь на халяву». Муж показал руки в солярке, пытался объяснить, что это наши последние деньги, у нас двое детей», — вспоминала Анна. Супруги пригрозили вызвать полицию. Тогда им вернули аванс и отпустили.
Владимир и его пожилой отец Павел в 2020 году хотели купить пенсионеру «Ладу Весту» не дороже 400 тысяч рублей. По словам Владимира, в «Лайф авто» их продержали 12 часов. Выяснилось, что «Лады Весты» в салоне вообще нет, вместо нее клиентам предложили Datsun. «В 11 ночи нас привели в переговорную, дали бумаги листов на 200, сказали, что там все в порядке. Никто из нас не владеет юридическими знаниями, не понимает в документах, и мы все подписали», — рассказывал Владимир. Как оказалось, это был кредитный договор на 1,3 миллиона рублей. «У отца пенсия — 17 тысяч, у матери — 10. За кредит нужно платить по 20 тысяч рублей каждый месяц на протяжении пяти лет. Родители недавно перенесли инфаркт, только за лекарства отдают по 5 тысяч рублей в месяц», — говорил мужчина.
В том же 2020 году в аналогичную ситуацию попали пожилые родственники саратовчанки Евгении. По ее словам, свёкр заехал в автосалон, чтобы узнать, во сколько оценивается «Форд Фокус», принадлежащий ее мужу. В «Лайф авто» его продержали до 24.00. «Его запугали, и он был готов что угодно подписать», — полагает женщина. Мужчина подписал договоры на продажу «Форда» и на покупку Renault Kaptur за 1,3 миллиона рублей. На прощание его так же, как и других пострадавших, заставили сказать на видео, что кредит взят добровольно. Платить по 25 тысяч рублей в месяц семья не смогла. Пострадавшие были вынуждены продать дом.
Спустя четыре года, в мае 2024-го, двенадцать сотрудников ООО «Сириус» осудили за создание преступного сообщества и мошенничество на сроки от трех до 15 лет. По подсчетам следователей, аферисты обманули 68 человек на 31 миллион рублей.
Старая недобрая традиция
Схема с кредитным мошенничеством в автосалонах известна в России больше десяти лет. Например, в 2013–2014 годах в Москве в сети автосалонов Габила Мамедова клиенты потеряли больше 17 миллионов рублей. Аферисты точно так же предлагали покупателям авто по заниженной цене, брали аванс, но затем требовали доплатить или оформить кредит на грабительских условиях. Дело дошло до суда только осенью 2023 года. Мамедова приговорили к восьми годам лишения свободы.
«Коллеги» Мамедова активно используют его наработки в разных регионах. В 2021 году в Екатеринбурге журналисты рассказали историю местной жительницы Марии, которая приехала в салон на тест-драйв KIA Optima, а через шесть часов выехала оттуда на KIA Seltos с кредитом на 1,8 миллиона рублей.
В 2022 году в Красноярске многодетный отец Александр рассчитывал купить Рено Дастер за 500 тысяч рублей. Но из-за кабальных условий кредита, навязанной страховки и дополнительных опций цена выросла до 3 миллионов рублей. «Об условиях договора он, как это обычно бывает у тех, кто уезжает из этого салона на машине, узнал уже дома», — отмечают красноярские журналисты.
В январе 2024 года в Иркутске полицейские заинтересовались работой местных автосалонов «Автодом», «Терминал авто» и «Авто квартал». По словам следователей, «клиентов обязывали приобрести машину по завышенной стоимости, при этом навязывая дополнительные услуги и невыгодные кредиты».
Как отмечает Роспотребнадзор, покупателя должны насторожить следующие характерные признаки салонов-аферистов: слишком низкая цена в объявлениях, продажа автомобилей только за счет кредитных средств, предложение подписать предварительный договор и внести аванс до осмотра автомобиля, изменение процентной ставки, навязывание дополнительных услуг.
«Если залог или аванс за автомобиль внесен, то обычно мошенники используют штрафные санкции за расторжение договора. Поэтому читать договор надо всегда и очень внимательно. Если вы прочитали договор, а потом его унесли и снова принесли на подпись — читайте бумагу снова. Подпись надо ставить на документ, который вы только что прочитали. Подмена договора — известная схема мошенничества в таких салонах», — добавляет вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Олег Мосеев.