Мантуров рассказал о разработке укороченного самолета МС-21 из-за санкций
Правительство РФ пока не планирует менять федеральную программу по выпуску 994 гражданских самолетов до 2030 года, но осознает проблемы в отрасли. Об этом в интервью «Ведомостям» сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров.
«Необходимость в этих самолетах есть: нужны суда для перевозки заявленного пассажиропотока (более 150 миллионов человек), который российские авиакомпании должны обеспечить в 2030 г. Постепенное выбытие имеющегося у эксплуатантов парка неизбежно — и он будет замещаться российскими аналогами, — отметил чиновник. — Но насколько быстрым будет этот процесс, учитывая параллельный рост отраслевых компетенций по ремонту импортной техники, сейчас оценить сложно. Поэтому пока никаких изменений в программу вносить не будем».
Мантуров при этом признал, что из-за антироссийских санкций Запада проблемы испытывает флагманский проект самолета МС-21, который должен был конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus.
«Сначала американцы отказались поставлять композиты для крыла, а в 2022 году целый пул зарубежных поставщиков перестал работать с Объединенной авиастроительной корпорацией, что повлекло необходимость замещения 36 систем самолета. Я не знаю ни одной страны в мире, которая самостоятельно выпускала бы всю эту номенклатуру», — заметил член кабмина.
Отдельно первый вице-премьер признал, что для осуществления планов создания российских аналогов систем и авионики МС-21 придется изменять саму конструкцию воздушного судна.
«Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полета при загрузке 140–150 человек», — рассказал он.
«Подушкой безопасности» проекта Мантуров назвал планы выхода к 2026 году выпуска самолетов Ту-214 до показателей около 20 самолетов в год. На это журналист «Ведомостей» заметил, что двигатели Ту-214 «очень неэкономичные», а компания «Аэрофлот», собирающаяся заказать эти самолеты, не планирует их эксплуатировать самостоятельно.
«В таких решениях тесно переплетаются два аспекта — экономика и национальная безопасность, — ответил чиновник. — Например, спецборты будут выпускаться в любом случае. Также Ту-214 неплохо зарекомендовал себя как грузовой самолет в самых разных авиакомпаниях по всему миру, включая немецкую DHL. Так что за спрос на эти суда я совершенно не переживаю».
Также Мантуров пообещал, что после изменений проекта цена на МС-21 «не будет существенно отличаться от того, что наши эксплуатанты платят за иностранную технику».
- Ранее СМИ сообщали, что с 2023 на 2026 год перенесли срок поставки первых гражданских самолетов Ил-114-300, первые поставки МС-21 сдвигаются с 2024 на 2025–2026 годы, поставки Superjet 100 — на 2026 год. На 2025–2026 годы сдвинуты сроки поставок самолетов Ту-214, на 2026 — самолетов «Байкал».