Кто такие наставники для детей-сирот и что нужно, чтобы им стать?

Оценить
Кто такие наставники для детей-сирот и что нужно, чтобы им стать?
Фото из семейного архива Пастушковых
В Саратовской области работает программа наставничества для подростков-сирот или оставшихся без попечения родителей. На счету программы 40 пар «наставник — подросток»». Эта помощь отличается от усыновления и опекунства. Но тоже поддерживает детей.

С каждым годом в Саратовской области всё реже усыновляют детей. По официальной статистике министерства труда и социальной защиты, в 2021 году в семью забрали 69 сирот, в 2022 — 68, а в 2023 всего 46. Чаще всего родители усыновляли детей до 7 лет. В 2021 году количество таких детей составило 91%, в 2022 — 80%, 2023 — 89%.

Согласно терминологии, которая применяется в ООН, подростки — это лица в возрасте от 10 до 19 лет, где ранний подростковый возраст — это 10-14 лет, а поздний — 15-19 лет. На сайте усыновите.рф в банке данных по Саратовской области размещено 550 анкет (134 анкеты — информация о детях от 0 до 9 лет, 200 — от 10 до 14, 216 — от 15 до 17.

«Если честно, лучше в ад, чем в детский дом»

«Чаще в семью хотят забрать маленького ребенка, не имеющего проблем со здоровьем. У меня такие проблемы были, поэтому со мной никто не хотел возиться», — поделился со «Свободными» Егор, выпускник одного из детских домов Саратовской области.

«Подросткам, чтобы адаптироваться и социализироваться в жизни, нужны родители, но если их нет, то помочь ребёнку может наставник. Это человек, который будет участвовать в судьбе сироты. Ведь лучше оказать хоть какую-то помощь, чем никакой», — рассказала руководитель АНО «Всегда рядом» Лилия Пастушкова. С 2018 года Лилия начала реализовывать программу наставничества, целью которой является помощь именно детям подросткового возраста.

Первый раз Лилия поехала в детский дом как волонтер с концертом и подарками. На тот момент у неё всё удачно складывалось в жизни: образование, карьера, замужество. И появилась мысль, что у неё достаточно внутреннего ресурса для помощи другим.

После первой поездки в детдом Лилия поняла, что делает что-то не так. Реальной помощи, по её словам, оказать вовсе не удалось. Получилось только сфотографироваться и передать подарки. «Частые концерты и мероприятия отвлекают детей от учебного процесса, — считает она, — они утомляют и не всегда приносят радость. Это не значит, что их нужно исключить, но если говорить о реальной помощи, то стоит рассмотреть иные формы взаимодействия с детьми, а не разовые акции».

«Мне ничего не доставалось из того, что привозили. Как только уезжали гости, старшие ходили по комнатам и собирали дань. Телефона у меня не было до 18 лет. Если у кого-то и появлялся такой дорогой подарок, то воспитатели забирали его с обещанием отдать в более осознанном возрасте. Опять же старшие могли забрать. Всякое бывало», — рассказал Егор.

Если человек может помочь только финансово, то лучше жертвовать материальную помощь надежным некоммерческим организациям, с программами которых вы уже знакомы, советует Лилия.

Чтобы помогать детям эффективно, Лилия решила получить второе высшее психолого-педагогическое образование. Сегодня она директор АНО «Всегда рядом» и учредитель «Ассоциации приёмных семей». Также она возглавляет Комитет по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (входит в Большой экспертный Совет по правам ребёнка в Саратовской области). А за реализацию программы наставничества получила награду «Хрустальное сердце».

«Сироты зачастую сильно травмированы, так как могли пережить физическое и психологическое насилие. Поэтому они нуждаются в значимом взрослом человеке. Они могут испытывать тревогу, не всегда обладают здоровыми коммуникативными навыками, боятся общения или слишком навязчивы. У таких детей не было положительного примера семьи и межличностных отношений, они не знакомы с трудовым опытом родителей и не обладают финансовой грамотностью. В реальной жизни без помощи взрослых им будет очень сложно», — рассказывает Лилия.

Лилия и Данила. Фото из семейного архива

По мнению Егора, находиться в специализированных учреждениях до совершеннолетия, действительно, очень сложно. «Я прошёл целую школу жизни. До сих пор чутко сплю, потому что однажды мальчик плеснул мне в рот нашатырный спирт. Хорошо, что я его не проглотил. Не говорил бы сейчас с тобой, — делится он с корреспондентом «Свободных». — Если честно, лучше в ад, чем в детский дом», — признался он. 

«Идея стать приёмной семьей пришла сама собой»

Лилия Пастушкова рассказала, с какими сложностями может столкнуться человек, решивший стать наставником подростка. «Наставничество с точки зрения взрослого — очень сложная история, потому что ты всё равно приходишь достаточно неподготовленный, и жизнь подкидывает разные ситуации, к которым ты не готов. Для этого у нас есть психолог, координатор программы и общий чат. Например, у одного подростка были проблемы с обучением в колледже, а наставник помог ему избежать отчисления. У другой девочки были проблемы с выстраиванием личных границ, поэтому наставница продолжительное время объясняла ей, что это такое, как полюбить себя и выстраивать межличностные отношения. Был даже случай, где наставнику удалось предотвратить опасную ситуацию, когда на подростка оказывали негативное влияние группы в соцсетях», — поделилась опытом Лилия.

Сама Лилия стала больше, чем наставником. Она оформила опеку над своим подопечным Данилой. И вместе с мужем они стали приемными родителями подростка. 

 «Самое первое, что нас объединило, это игра в шашки, вспоминает Данила. — Не было преднамеренного выбора, отношения сложились сами собой. Мне кажется, что на первой встрече у меня не было и понимания происходящего. Казалось, что это точно такой же день, как и всегда. Мы придём, с нами поиграют в какие-то игры и уедут. Всё. После появления Лилии я стал намного больше разговаривать. Раньше после обеда я возвращался в учреждение делать уроки. На каждого воспитателя приходилось 16 детей: 8 девочек и 8 мальчиков. У воспитателей физически не было возможность поговорить с каждым из нас. А с Лилей у меня появилась возможность рассказать, как у меня прошёл день в школе».

Лилия и Данила. Фото автора

В какой-то момент Лилия осознала, что сильно привязалась к мальчику. «Идея стать приёмной семьей пришла сама собой, я поговорила с супругом, и мы предложили Даниле. Он думал ровно сутки», — поделилась Лилия. «Я помню, что меня все отговаривали, но с Лилией мы общались продолжительное время, поэтому я согласился». — говорит Данила. Данила был довольно самостоятельным парнем, работал с 14 лет, но деньгами распоряжаться не умел. «Как-то мне дали карманные расходы на неделю, а я потратил всё за три часа на свидании с девушкой», — рассказал юноша. Родители помогли разобраться с финансовой грамотностью.

После 9 класса Данила успешно сдал экзамены и поступил в архитектурно-строительный колледж, который позже окончил с отличием. Лиля как юрист по первому образованию помогла ему получить квартиру от государства. В июле молодой человек отправился на срочную службу в армию. Провожали его всей семьей. Сейчас Данила — старший сын. Недавно Лиля родила мальчика. 

«Я не осознавала, что обо мне могут беспокоиться» 

Светлана Нефедова окончила филологический факультет СГУ Чернышевского, работает в фонде президентских грантов, у неё двое детей, один из них — приёмный. А еще она наставник подростка.

Будучи в декрете, Светлана познакомилась с Лилией Пастушковой. Это произошло на мероприятии, в котором Светлана участвовала как волонтер. Позже стала и участником программы наставничества.

В 2019-м году в детском доме Красноармейска женщина познакомилась с подростком, Анастасией. «Я помню, что Светлана приехала с мастер-классом по макияжу. Мы не всегда хотели приходить на мероприятия, они часто утомляли, но это мне понравилось», — вспоминает Анастасия.

Светлана и Анастасия. Фото архив семьи

Долгое время из-за карантина в 2020 году коммуникация велась в онлайн-формате. «После поступления Насти в саратовский  колледж она стала иногда оставаться у меня с ночёвкой, так мы стали ближе. Но были и трудности. Я объясняла ей, что меня нужно предупреждать, придёт она ночевать или нет. А Настя могла пропасть и долго не отвечать», — рассказала Светлана. По словам самой девушки, ей сложно было адаптироваться поначалу: «Я не сразу привыкла к жизни вне стен детского дома. Мне потребовалось время, чтобы понять, почему мне необходимо о чём-то предупреждать. Я не осознавала, что обо мне могут беспокоиться». Сейчас девушка учится в ветеринарном колледже и очень любит животных

Настя еще не решила, что выбрать — сертификат на жилье для детей-сирот или деньги. Сумма сертификата в Саратовской области составляет 2 328 000 рублей. Каждые три месяца Минстрой России утверждает средний показатель рыночной стоимости квадратного метра жилья. В этом квартале — это 70 574 рубля, а площадь квартиры для детей-сирот по закону 33 квадратных метра. Интересно, что по таким параметрам на сайтах по продаже недвижимости ровно 0 объявлений в городе Саратове.

В Саратове программа наставничества реализуется на базе ГБУ СО СРЦ «Возвращение». Сегодня на счету программы 40 пар «наставник — подросток». Все пары остались в дружеских взаимоотношениях, рассталось только несколько пар по индивидуальным причинам: переезд в другую страну (с сохранением общения-онлайн), подросток вырос и не нуждается в помощи или общении с наставником.

Светлана и Анастасия. Фото автора

«Ели у человека есть возможность стать наставником, то подойти к этому стоит серьёзно\», — объясняет Лилия Пастушкова».  Старший друг не только поддерживает общение с ребенком на расстоянии, но и посещает его как минимум 2 раза в месяц. Многие стараются приезжать каждую неделю по субботам. Можно забирать подростка домой, если у него имеется статус сироты или оставшегося без попечения родителей».

Для того, чтобы стать участником программы индивидуального наставничества, необходимо собрать минимальный пакет документов. В него входят справка от психиатра и нарколога о том, что человек не состоит на учёте, флюорография, а также справка об отсутствии судимости. С готовым пакетом можно будет проходить собеседование. В результате положительного ответа наставник переходит к обучению, а уже после к практическим действиям. Это необходимо, в первую очередь, для безопасности детей-сирот, а также подтверждает серьёзность намерений взрослого по отношению к ребёнку.

Как стать наставником, правильно оформить документы и пройти обучение

  1. Понять, что хотите оказывать помощь
  2. Осознать, что имеете для этого материальные и нематериальные ресурсы (время, силы, деньги)
  3. Решить, что готовы брать на себя ответственность за другого человека
  4. Оставить заявку по тел. +7 917 304-43-35 Пастушкова Лилия Викторовна, на почту [email protected] или в группе ВК vk.com/vsegda_ryadom64
  5. Собрать пакет документов
  6. Пройти собеседование
  7. Обучиться в школе наставников
  8. Начать помогать подростку-сироте