Суета вокруг Youtube
Сначала представим точку зрения сторонников замедления / блокировки. Тон здесь задал председатель комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям Александр Хинштейн. При этом надо отметить, что в двух следующих один за другим постах в Телеграм Хинштейн не был последователен, а, скажем прямо, переобувался в воздухе.
За блокировку/замедление
«До конца текущей недели (речь идет о прошлой неделе – ред.) скорость загрузки YouTube на стационарных компьютерах может снизиться до 40%, а к концу следующей — уже до 70%. Эта мера коснется только «десктопных» версий. Мобильную связь она пока не затронет. (Десктопная программа, требует оперативной системы настольного компьютера для работы).
Деградация» YouTube — вынужденный шаг, направленный не против российских пользователей, а против администрации иностранного ресурса, который по-прежнему считает, что может безнаказанно нарушать и игнорировать наше законодательство.
Не случайно для «приведения в чувство» YouTube выбран именно летний период, когда основная масса людей находится в отпусках и пользуется для выхода в интернет именно мобильными устройствами. Деградация Youtube их никак не коснется, зато сам ресурс воочию увидит, что от уговоров — государство перешло к конкретным шагам.
Вновь подчеркну: все происходящее — является следствием антироссийской политики хостинга, который последовательно удаляет каналы наших общественных деятелей (блогеров, журналистов, артистов), чья позиция отличается от западной точки зрения.
Поэтому дальнейшая судьба YouTube в России зависит исключительно от него самого. Если администрация ресурса не изменит свою политику и не начнет соблюдать наши законы, ничего хорошего — его здесь не ждет. Тем более, что альтернативные площадки (Rutube, VK Видео) развиваются сейчас более, чем активно.
Конечно, есть сомнения, что «Rutube, VK Видео развиваются сейчас более, чем активно».
Но на следующий день госдеп Хинштейн изменил свое мнение и смягчил градус риторики:
«Вижу, что мой вчерашний пост о замедлении трафика YouTube вызвал большую реакцию и уже породил массу интерпретаций: вплоть до того, что власти готовятся к полной блокировке ресурса. Поэтому объясню свои слова подробнее.
Вновь подтверждаю:скорость загрузки YouTube за последнее время по факту уже (!) снизилась до 40%, а к концу следующей недели – может снизиться до 70%. И связано это в первую очередь с действиями (а точнее бездействием) самого YT.
Дело в том, что основной объем видеоконтента YT, который смотрят российские пользователи (80%), хранится на серверах Google в РФ. Они размещаются на инфраструктуре операторов связи и в ряде крупных дата-центров. Собственные центры хранения данных компания никогда не строила, и вообще не вкладывалась в российскую инфраструктуру.
Всю эту технику необходимо постоянно обслуживать и менять, однако с началом СВО и санкций, Google перестал это делать, еще и отключив часть своих серверов.
Естественно, началась деградация качества. За 2 года трафик YouTube уже снизился на те самые 40%, о которых я и писал...»
Далее следует много технических подробностей, но потом депутат говорит о главной обиде.
«И наконец – главное: научиться соблюдать наши законы и прекратить свою антироссийскую политику, что в условиях СВО является принципиальным.
Как минимум, Google должен сейчас выполнить требования Роскомнадзора и разблокировать (заметьте: не заблокировать, а именно разблокировать!) каналы российских СМИ, блогеров, общественных деятелей.
До тех пор, пока неоднократные предписания регулятора остаются неисполненными, у государства есть все основания для применения мер принуждения, предусмотренных законом».
В общем, получается, что нас вынудили, а так мы никого не трогаем, никому не мешаем, но за Шамана, отлученного от хостинга, обидно.
Не смог остаться в стороне глава Чечни Рамзан Кадыров. Он считает, что YouTube уже давно надо было заблокировать в России.
«Надо не замедлять, а закрыть его к чертовой матери и все. Легче будет нам».
И наконец – мнение депутата Олега Матвейчева, который, похоже, не в теме, но поспешил высказаться. С депутатами так бывает.
«Они ведут антигосударственную деятельность, выступают информационным оружием у нас в стране. Мы видели, что практически все средства массовой информации там заблокированы, отдельные личности, и это продолжается. (...) Это не независимая платформа, это враг, который на нашей территории работает, мы это четко понимаем.
Если они вернут всех, кого они заблокировали, весь контент и выплатят большие долги по проигранным судам, налоги и штрафы за невыполнение наших законов, будут законопослушными, будут цензурировать за русофобию, может быть, тогда [отменят замедление]».
Депутат, видимо, не знает, что каналы многих российских СМИ существуют в YouTube. Например, канал «Комсомольской правды» с 2 миллионами подписчиков, вполне себе пропагандистский ресурс. Как отмечают многие эксперты, YouTube не самостоятельно определяет, кого блокировать, а следует за санкциями Евросоюза. Попали под санкции певцы Шаман и Полина Гагарина – их заблокировали. Это юридический момент, а не политический. Добавим также, что видеохостинг с 2022 года не зарабатывает в России, он лишь в расчете на будущее сохраняет свою аудиторию. Так что пугать его финансовыми потерями, как это делает Хинштейн, бесполезно.
Все угрозы в адрес YouTube происходят, прежде всего, по причине неправильно понимаемой собственной роли в мире. Можно привести примитивное сравнение – грозящие, словно мальчик, из-за забора показывающий язык взрослым мужикам в соседнем дворе, а те и не замечают. Приведем по этому поводу мнение Владислава Иноземцева*, доктора экономических наук, директора Центра исследований постиндустриального общества.
«...Мировоззрение российской политической элиты основывается на совершенно ином взгляде на мир. С одной стороны, она считает, что в других странах заняты исключительно тем, чтобы вредить России и препятствовать её успехам. Это, конечно, прибавляет ощущения собственной значимости сидящим в Кремле или на Охотном ряду, но при этом совершенно не соответствует действительности. Становясь всё более агрессивными, наши законодатели не вполне понимают, насколько смешон подход, предполагающий, что мир «вращается» вокруг Москвы. С другой стороны, что даже более важно, формируя атмосферу вызовов, исходящих практически отовсюду, российские власти сами начинают гротескно ощущать якобы существующие опасности и предпринимать действия, направленные на отражение воображаемых угроз».
Против замедления/блокировки
Понятно, что большинство пользователей против атаки на видеохостинг, но занимают позицию пассивного нейтралитета. «Да, это плохо, но если уж захотели, то сделают, мы никак повлиять не сможем». Открыто из интернет-звезд выступила пока только Ксения Собчак.
«Я врать не буду, для меня блокировка ютуба станет серьезным ударом. Это мое самое главное дело, которым я живу. Это дело моей команды и еще огромного количества блогеров и журналистов.
Но самое главное, это удар по простым людям, которым ютуб давно заменил телевизор. Блокировка ютуба будет большой ошибкой нашей власти. Надеюсь, она ее не допустит.
Вы должны понимать, что сейчас нас всех проверяют на то, съедим мы это в очередной раз или нет.
И только возмущение пользователей, не ботов, а настоящих людей, настроения которых, естественно, мониторятся где-то там в высоких кабинетах, где принимают решения, только это может убедить, что эту блокировку делать нельзя.
Несколько позже высказала свое мнение партия «Новые люди». Она опубликовала обращение, озаглавленное «Не надо нас замедлять».
«В России рассказывают о том, что YouTube сам себя замедляет. Отдельные особо радикальные политики уже требуют блокировки. Но в реальности замедляют нас всех.
Замедляют предпринимателей и журналистов, которые зарабатывают на площадке и платят налоги в России. Студентов, которые смотрят здесь лекции. Молодых ученых, популяризирующих науку. Музыкантов, которые выкладывают здесь свои клипы. Замедляют миллионы людей по всей России, которые смотрят YouTube каждый день.
Начиная кампанию против YouTube (можно как угодно объяснять, но по факту это именно кампания против YouTube), политики по факту работают на один из самых плохих примеров ипортозамещения. Рутуб за все эти годы так и не стал похож на видеохостинг мирового уровня. До своей блокировки на YouTube Shaman, Гагарина и Газманов размещали свои песни именно там, а не на российском аналоге. А остальные заблокированные на YouTube блогеры, которые набирали миллионы просмотров на западной площадке, получают на российском аналоге 10 тысяч просмотров и 20 комментариев.
Нет ничего приятного в том, чтобы зависеть от западных площадок, но адекватного аналога прямо сейчас нет. Замедлять или блокировать YouTube без нормальной альтернативы – значит лишать сотни тысяч людей работы, а миллионы – пространства образования и развлечения. Последние данные исследований говорят о том, что ежемесячно 78,5 процентов жителей России пользуются YouTube. Запрет или замедление хостинга – это запрет 78,5 процентов граждан России.
Депутаты партии «Новые люди» и наши сторонники по всей стране против такого запрета. Сейчас важно показать, что запрет замедлит всех нас».
Высказались против и лидеры «Яблока». Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков напоминает авторам идеи замедления, что YouTube – важный источник знаний и тот, кто закрывает стране доступ к нему, работает на отставание России от мира и вредит интересам нашей страны.
«Пытаться решить свои сиюминутные задачи, ограничив десятки миллионов людей в возможности получать информацию, образовываться – это преступление перед будущим».
Член политкомитета партии Эмилия Слабунова называет попытки ограничивать YouTube удивительным стремлением в третьем десятилетии XXI века раскроить на наделы информационное пространство и протянуть в нём колючую проволоку.
«Попытки бороться с инструментами производства и передачи информации свидетельствуют лишь о выпадении из времени их авторов».
Политологи считают, что идет тестирование общественного мнения
ТГ-канал «Псковская лента новостей»:
«Предположение, что анонс блокировки YouTube – не более чем прощупывание общественного мнения, не лишено логики. Иных надежных методов изучить, что еще можно невозбранно отнять у населения, пожалуй, не осталось. Государственная социология в этом деле точно не помощник.
Но тут есть опасность зайти слишком далеко и, полагаясь на реакцию широких народных масс, потерять берега. Потому что по данной теме не будет широкого резонанса... Между тем, последствия будут, притом негативные именно для госпропаганды. Она хорошо освоила YouTube и активно использует на достаточно широкую аудиторию. Убрав YouTube, роспропаганда лишится важнейшего и пока безальтернативного канала, утратит влияние на критически важную аудиторию. Где RuTube или VK Видео и близко не являются альтернативой.
ТГ-канал «Наивная политология»:
«Отключение Youtube – вопрос не идеологический, политический или коммерческий в принципе, ведь с любой стороны такие действия ведут к ущербу. Это вопрос самоутверждения через демонстрацию силы: «мы будем делать что хотим, и нам за это ничего не будет». На международном уровне не прокатило, остается самореализовываться на кошечках, они всё стерпят. Как с заградительными пошлинами на иномарки в 2008 году или с поднятием пенсионного возраста в 2018 году, это своеобразная прозвонка покорности подданных перед более Великими начинаниями.
«Идея отключения Youtube – это перехват у оппозиции идеи коллективной ответственности. За отсутствие результатов должны быть наказаны все. Внутренние санкции – наше всё».
Последняя новость
31 июля сотовый оператор МТС начал предупреждать пользователей о возможных сбоях в работе видеохостинга YouTube. Сообщение о замедлении работы озвучивает при звонке на горячую линию робот, пишет ТАСС.
Об ухудшении работы видеохостинга начал уведомлять и сотовый оператор «Билайн». Как сообщает РИА Новости, сбои в компании объяснили «устареванием оборудования» YouTube в России.
Отметим, что оборудование внезапно устарело после блокировки каналов российских патриотических деятелей эстрады.
* Внесен минюстом РФ в реестр «иностранных агентов»