Государство вырывает из рук частников объекты культуры. Станут ли они рентабельными, и как это отразится на инвестиционном климате?
Елена Грищенко — о властном ресурсе и «судах праведных»
Пост Елены Грищенко в социальных сетях был, на наш взгляд, слишком эмоциональным, интервью на 164.ru — более рассудительным, но лишь отчасти. При этом в нем и в посте можно найти немало противоречий. С одной стороны, «как бывший мэр он (Олег Грищенко) нам не оставил наследства, ибо сам ничем не владел». С другой — «по заведенной, наверное, традиции после смерти главы семьи эти «братья» прибежали семью коллеги «потрошить». У них власть и ресурс в виде судов «праведных», правда, заранее знающих, как решится исход».
Однако не спешите искать среди «братьев», то есть бывших соратников покойного мэра, этих хищников, рвущих на части наследство. Дело в том, что самые крупные объекты перешли в собственность государства.
В прошлом году прокуратура региона через суд добилась изъятия у семьи Грищенко комплекса из шести зданий бывшей медико-санитарной части подшипникового завода (горбольница № 12 и кардиодиспансер) как незаконно приватизированных.
У Елены Грищенко, понятно, другое мнение:
«Это был из пальца высосанный повод что-то отнять. Почему долго шел суд? Потому что любой нормальный квалифицированный юрист, если ему показать ход и решения судов, скажет, что это чушь. Что, собственно, они и говорят. Все удивляются, как такое возможно. Ведь доказано, что приватизация была проведена законно. Мы уложились во все сроки и нормативы. Да, я понимаю, социально значимый объект, больница. Но в то время была политика государства такая: «берите, ребята, и занимайтесь».
Причем приватизацию начал еще директор Яшкин. Выкупались ваучеры. Людям они были не нужны на тот момент, нужнее были деньги, поэтому они с удовольствием их продавали. Это была абсолютно законная операция. Никто никого не заставлял, не ломал руки, ноги, иглы под ногти не втыкал. Была такая политика государства 30 лет назад. Кстати, еще потом долгое время больница содержалась собственниками, без всякой аренды.
Когда ее можно было бесплатно отдать городу, этот геморрой никому был не нужен. Но тогда было время такое, когда никому ничего было не нужно. У государства были другие проблемы. Но чья это вина? Тогда всё приватизировалось, а у государства были другие проблемы.
В 90-х годах мы могли просто его снести, построить там торговый центр, и всё. Как, например, вместо САЗа: стоит «торгашка», стоят дома, завода нет. Кстати, подшипниковый завод до сих пор есть, что характерно. Так же и здесь. Но, вы простите, содержать здание, в котором находится больница, дорогое удовольствие.
Потом уже губернатор Ипатов сказал: «Город у вас ее выкупит, но вы «похраните» пока здание, ничего не надо с ним делать». Сказали: «Хорошо, но давайте хотя бы будете платить аренду».
По поводу суммы арендных платежей есть разные мнения. Сама Грищенко утверждает, что этих денег едва хватало на ремонт и содержание комплекса больничных зданий, ее оппоненты говорят о «миллиардах».
По данным журналистов, арендная плата составила в год 47 миллионов 704 тысячи рублей.
Решением арбитражного суда недвижимость истребовали в собственность РФ, и сразу обязали территориальное управление Росимущества передать в собственность области.
Другим спорным объектом стал комплекс зданий на улице Московской, 55.
Это бывшее здание треста мелиорации и пристройка к нему, где сейчас располагается первый кассационный суд. В свое время здание треста мелиорации по причине исчезновения мелиорации как таковой превратился в один из первых в Саратове офисных центров. В 2005 году помещения в Мелиорации стали продавать, среди покупателей оказалось немало родственников и друзей тогдашнего мэра.
В прошлом году по иску областной прокуратуры саратовский арбитраж изъял у семьи Грищенко помещения в здании № 55 по улице Московской в Саратове. Причиной надзорный орган называл «неправомерность сделок» в отношении высотки со сносом предыдущего строения на этой земле. В мае этого года 12-й арбитражный апелляционный суд оставил решение первой инстанции в силе.
Суд посчитал, что здание Мелиорации и 14-этажная пристройка стали одним целым и изъял все.
Мнение Елены Грищенко: »Все знают, что суд сюда пришел, благодаря одному большому человеку (с инициативой дислоцировать суд в Саратове выступил спикер Государственной думы Вячеслав Володин –при. Авторов)….В каких-то регионах выкупались здания, где-то брались в аренду, где-то строились. В Саратове выбор пал на нас. Таким образом, одно здание было нами построено, а другое изначально и совместно с партнерами выкуплено, в том числе у государства. И когда сейчас на суде говорят, что это вообще всё было незаконно, то у меня вопрос: а как тогда Российская Федерация могла нам его продавать?
Выкуп шел у собственников, которые в свое время его приватизировали, причем поэтажно. Несколько этажей занимала прокуратура, с которой мы поменялись, купив им то здание, где они сейчас располагаются. (В здании на Московской, 55 располагалась природоохранная прокуратура, которая к имущественным искам никакого отношения не имеет — прим. Авторов).
Представительству суда в Саратове было нужно большее количество метров, чем было, и мы взялись достроить. Неужели тебя может обмануть такой серьезный арендатор, верно? Так что, с одной стороны, это был счастливый выбор, а с другой — капец, какой несчастливый.
Строили бы мы дальше свою пристройку на какие-то свободные деньги, сдавали бы под офисы, и всё. Тогда как раз велось вялотекущее строительство, было готово этажа два. Но когда начался разговор о приезде суда, появились определенные требования: нужно было и капитально отремонтировать старое здание, и достроить новое. Серьезной организации со своим специалитетом просто так офисные помещения не сдашь. Но откуда брать такие деньги?
Наши власти говорят: «Возьмите кредит». Даже звучали фразы в стиле «Вы что, дураки, что ли, мы вас будем уговаривать построить здание, за которое вы потом будете получать аренду? Вы бизнесмены или кто?».
Нам даже никто не помог взять льготный кредит под это дело. В итоге мы втюхались в нормальный такой кредит с нормальными процентами, которые росли из года в год. Так и строили на свои деньги. А кто будет без разрешения строить в центре города пристройку в 14 этажей? Это нонсенс. Высшие люди региона курировали стройку, мы вели ежедневные протоколы, что успеваем в срок, никого не могли подвести. Они ставили свои подписи. Все были обо всем в курсе».
Кинотеатры — в госсобственность
В январе этого года так называемые сторонники спикера Государственной думы Вячеслава Володина открыли в своем ТГ-канале голосование.
«Вячеслав Володин готовит материалы для инициирования изъятия в госсобственность кинотеатров «Экран», «Пионер», «Саратов», по аналогии с «Победой», которая возвращена государству.
Поддерживаете ли вы это решение?
Да — 83%
Нет — 7%
Все равно — 9%».
Самый верный соратники Володина госдеп Николай Панков сопроводил итоги голосования постом в своем канале. «Большинство жителей высказалось за возвращение трёх старейших кинотеатров в собственность государства. Такие данные показал соцопрос, который прошел в Телеграм-канале Вячеслава Володина.
Совершенно очевидно, что люди за то, чтобы такие важные для саратовцев объекты не были отданы под торговлю и общепит. Не ставится задача изъятия объекта у собственника. Речь идёт о том, чтобы сохранить назначение объектов. Нужно отметить, что новые владельцы брали в собственность эти объекты с условием, что они останутся кинотеатрами. Как мы видим, условие не соблюдено.
Поэтому спикер Госдумы хотел услышать мнение жителей области. Люди высказались «ЗА». Им нужны кинотеатры, а не очередные торговые точки».
Во-первых, совершенно непонятна неприязнь Панкова к торговым точкам и предприятиям общепита. Конечно, можно сказать, что и того, и другого в городе достаточно. Но ведь и кинотеатров — тоже достаточно. К тому же надо признать, что программа деприватизации кинотеатров дала сбой.
В государственную собственность удалось вернуть только «Победу». При этом репертуар кинотеатра скуден, он не указан даже на сайте «Победы», очередей туда не наблюдается. Кстати, когда Панков писал, что не ставится задача изъятия объекта у собственника, он своих читателей обманул. А на самом деле происходит наоборот.
К тому же не надо думать, что 83 процента проголосовавших «за» тут же поспешили в отвоеванный кинотеатр. Надо полагать, что они поддержали предложение о возврате кинотеатров в государственную собственность по причине неприязни к «прихватизаторам» и вообще всяким богачам.
В Саратове кинотеатры работают в торгово-развлекательных центрах «Триумф-молл», «Хэппи молл», «Тау галерее». Современные кинотеатры с современным оборудованием, по системе мультиплекс, то есть со многими залами — от трех до десяти и более. Следует учесть, что частные кинотеатры могут себе позволить некоторые вольности в составлении репертуара, например, так называемые предсеансные показы. Это когда правообладатели запрещают демонстрировать фильм в России, и его показывают как бы перед сеансом.
Что не получилось с январской инициативой Володина? Дело о возвращении «Саратова» в государственную собственность пока застряло в судах. ПО «Экрану» суды только начинаются. Кинотеатр долгое время находился в собственности известной в Саратове семьи Тимошок. Потом здание было продано. Некоторые сайты писали, что новые владельцы настолько влиятельные люди, что их имущество власти не осмелятся изымать. Но СМИ ошибались. Управление Росимущества подало иск об изъятии в государственную собственность здания бывшего кинотеатра «Экран» на Набережной Космонавтов. Информация об иске появилась на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области.
Так, Росимущество требует изъять у ЗАО «Экран-Центра» нежилое помещение площадью 765,5 квадратных метров в здании по адресу Набережная Космонавтов, 5А и прекратить право аренды компанией «Инвестойл» земельного участка площадью 4079 квадратных метров, расположенного по тому же адресу.
Суд удовлетворил ходатайство управления, а также запретил управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области регистрировать сделки с недвижимостью по указанному адресу.
Спасение «России»
Наступление продолжается, и вот уже губернатор рапортует об очередной победе:
«ДК «Россия» перейдет в областную собственность. Важные культурные объекты Саратова должны находиться в государственной собственности. В таких случаях есть гарантии, что город не потеряет социально-значимое учреждение.
Когда такие здания находятся у коммерческих структур, то объективно они будут рассматривать его использование с точки зрения прибыли. К сожалению, в областном центре немало примеров, когда кинотеатры или дома культуры по этим причинам превращались в торговые или офисные площадки.
Провели переговоры с владельцами ДК «Россия», чтобы здание перешло в областную собственность. Они прошли успешно. Обсудили с собственником все нюансы передачи здания, соответствующий юридический процесс уже начат. В здании ДК «Россия» уже не первый год действуют различные секции, работают коллективы, где занимаются не только дети, но и наши пенсионеры. Это место объединения творческих людей. Считаю, что потерять его было бы большой ошибкой».
Последнее предложение выделено автором — новым ТГ-райтером Романа Бусаргина. Теперь по существу: заметили, что губернатор не назвал владельца? Не без причины. Потому что это не коварные частники, стремящиеся превратить учреждение культуры в очередную шаурмячную, а завод СЭПО, который все эти годы поддерживал ДК, платил за ремонт и эксплуатацию здания (оно в приличном состоянии) финансировал деятельность различных кружков. То есть никакой угрозы потери «России», о чем пишет губернатор, не было. Скорее всего дворец культуры никакой прибыли СЭПО не приносил, и завод с легкостью отдал его на баланс области.
И еще — на фоне так называемой реставрации оперного театра, разрушения Дома художника, плачевного состояния здания, где располагается театр «Самокат», других памятников истории и культуры губернатору не стоило бы писать: «Важные культурные объекты Саратова должны находиться в государственной собственности. В таких случаях есть гарантии, что город не потеряет социально-значимое учреждение».
Чуть ранее Роман Бусаргин писал в своем канале: «На продажу выставлен ДК «Тантал» в Саратове (одноименный завод признан банкротом и выставлен на продажу), который является временной сценой для театра оперы и балета, пока идёт реконструкция основного здания. Закрыть глаза на этот факт было бы безответственно. Убежден, что культурный центр здесь должен сохраниться. Поэтому приняли решение, что область выкупит ДК у частного собственника». Выкуп ДК «Тантал» заставляет предположить, что реконструкция оперного театра откладывается надолго. Тогда есть смысл переименовать Театральную площадь и в соответствии с ее основным назначением назвать ее Ярмарочной. Или же назвать ее Площадь реставрации, будет как в Лиссабоне, там тоже есть Praça Dos Restauradores — Площадь реставраторов.
Теперь вопрос: зачем все это? Только потому что Володин предложил? Пусть даже «Саратов», «Экран» и «Пионер» перейдут в государственную собственность, они заведомо проиграют конкуренцию современным мультиплексам. Они никогда не станут рентабельными, а денег на их содержание из дефицитного областного бюджета потребуется немало. Намеченный ремонт одного только фасада кинотеатра «Победа» обойдется в 5 миллионов рублей. То же самое касается Дворцов культуры, можно сколь угодно восхищаться кружками, где занимаются пионеры и пенсионеры, но надо признать — ДК в их нынешнем виде — пережиток советских времен.
Сергей Курихин и мечты о картинной галерее
Да, из объектов культуры в государственную собственность перешел и сразу был законсервирован «Дом художников». Но это совсем другая история.
Все объекты, о которых пойдет речь ниже и которые перевели в государственную собственность или собираются это сделать, связаны с Сергеем Курихиным — бывшим депутатом и бывшим единороссом. Сейчас Курихин в глубокой опале, наступление на него идет по всем фронтам, в том числе предприняты попытки изъять у него здания, которые, по мнению властей, правоохранительных органов и арбитражного суда, построены или приватизированы незаконно.
Курихин и его адвокаты сопротивляются, процессы идут уже долгое время.
В сентябре 2021 года в Саратове возбудили уголовное дело об особо крупном мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями по факту незаконного отчуждения здания «Дома художника» и земельного участка под ним. В компании «Сарград», которая владела зданием «Дома художника», в помещениях, принадлежащих дочери и матери экс-депутата облдумы Сергея Курихина, а также в его кабинете прошли обыски. Позже Областной суд поддержал решение передать историческое здание государству.
Ранее, в 2017 году в «Доме художника» ликвидировали масштабный пожар. До этого в здании произошло частичное обрушение стены. Большая трещина образовалась между основным строением, являющимся памятником архитектуры регионального значения, и пристройкой. Затем в пристройке к основному зданию архитектурного памятника обрушился потолок. В том же году собственник предложил пустить зону за объектом культурного наследия под застройку. В частности, предлагалось построить здание, которое по регламенту может достигать высоты 46 метров (15-этажка). В качестве аргумента приводились 14-этажки, построенные рядом. Но проект не был принят и не прошел общественное обсуждение.
После всех этих несчастий состояние здание — плачевное, средств на его реконструкцию нет, «Дом художника» решено было законсервировать, мы уже писали, что Саратов столица консервации.
Еще один камень преткновения — здание по улице Октябрьской, 7. Построенное на земле, изъятой у музея Федина, это здание анонсировалась как будущая картинная галерея. Но получился ресторан.
Саратовский музей Федина долго судился с предпринимательницей Надеждой Шиловской (мать Сергея Курихина). Она выступила заказчиком строительства здания по адресу Октябрьская, 7 на земле, которая ранее принадлежала учреждению культуры. Здание было возведено фирмой «Сарград», аффилированной сыну Шиловской.
В мае 2016 года статус почти достроенного объекта официально был заменен с «художественной галереи» на «здание многофункционального назначения». После ввода в эксплуатацию внутри него предприниматели открыли кафе «Дом», а затем ресторан «Джос». В феврале 2021 года прокуратура Саратовской области сообщила, что передача земли музея Федина в частные руки была незаконной, но соответствующее уголовное дело прекращено.
В конце ноября того же года правительство области подало иск с требованием признать ресторан незаконной постройкой и снести. В 2022 году суд обязал Шиловскую самостоятельно снести здание, однако предприниматель решение суда не исполнила, из-за чего ему грозил принудительный снос. Верховный суд отказался рассматривать жалобу на решение о сносе, но указал, что Шиловская может требовать от властей взыскания убытков. В январе этого года Конституционный суд РФ также отказал матери экс-депутата Курихина в принятии жалобы на нарушение её прав нормами Земельного кодекса.
В 2023 году директор музея Федина Мария Григорьева и губернатор области Роман Бусаргин неожиданно заявили, что вместо сноса здания ресторана в нем следует разместить картинную галерею. Ну как же, по словам губернатора, культура для нас — самое важное. Позже выяснилось, что чиновники просили суд изменить «способ и порядок исполнения судебного акта» по сносу здания, но подробности этого обращения известны не были.
В рамках рассмотрения этого заявления была проведена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой безопасный снос здания невозможен, так как его демонтаж может причинить вред имуществу, также вследствие сноса возможна утрата объекта культурного наследия — дома, где учился писатель Константин Федин, а сейчас находится музей его имени. Сторона Шиловской после подала заявление о пересмотре решения суда о сносе по вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражный суд в определении от 9 июля отказал правительству Саратовской области в изменении «способа и порядка исполнения судебного акта» и передаче здания в собственность региона. Также суд отказал и Надежде Шиловской в пересмотре дела «по вновь открывшимся обстоятельствам».
Арбитражный суд Саратовской области прекратил исполнительное производство, которое предусматривало снос здания ресторана на Октябрьской, 7 в Саратове. В июне 2024 года стало известно, что власти подали новый иск к матери экс-депутата Курихина Надежде Шиловской с требованием передать в собственность области, построенное на земле музея здание. Предварительное заседание по этому иску назначено на 23 июля.
И, конечно, галерея «Каштан», расположенная на Вавилова, 6. Арбитражный суд Саратовской области продолжает рассматривать иск территориального управления Росимущества об истребовании из незаконного владения в собственность государства нескольких объектов недвижимости, связанных с галереей «Каштан».
Росимущество считает незаконным владение индивидуальным предпринимателем Надеждой Шиловской зданием «Каштана» площадью 8,2 тысячи квадратных метров, а также одним из земельных участков под зданием площадью 2,6 тысячи квадратных метров. Кроме того, федеральное ведомство также требует признать право РФ на еще один земельный участок под галереей площадью 933 квадратных метра. Последний участок сейчас является собственностью Саратова, но находится в аренде у Шиловской.
Арбитраж в рамках рассмотрения иска принял обеспечительные меры в отношении этих объектов недвижимости.
Изначально на месте бизнес-центра было здание — объект культурного наследия. В 1999 году землю под ним получили в аренду Сергей Курихин и аффилированные ему лица. Здание-памятник снесли, построив на его месте бизнес-центр, который вопреки договоренности с властями, не являлся копией уничтоженного объекта с охранным статусом. Стало известно, что суд арестовал здание галереи «Каштан» и часть земли под ним.