КС признал усыпление бездомных собак «исключительной мерой»
Конституционный суд (КС) России признал усыпление бездомных животных исключительной мерой, которую можно применять только в случае угрозы для человека или болезни животного. Об этом говорится в постановлении КС о проверке соответствия Конституции статьи закона «Об ответственном обращении с животными».
Поводом для проверки стал запрос Верховного суда Бурятии, в который обратились местные зоозащитники. Они выступают против закона, по которому местные власти могут усыплять бездомных животных через месяц после отлова, если их не забрали из приюта.
В июле 2023 года принятые поправки в закон «Об ответственном обращении с животными» позволили регионам самостоятельно определять порядок обращения с животными. Бурятия стала одни из субъектов, где региональный парламент в том же году разрешил усыплять отловленных с улицы собак. Умерщвлять собак также могут в Туве, Удмуртии, Астраханской, Магаданской, Оренбургской, Самарской областях и других регионах.
Депутаты Саратовской областной думы осенью прошлого года разрешили эвтаназию бездомных животных, которые имеют тяжелые неизлечимые заболевания, несовместимые с жизнью.
КС признал нормы федерального законодательства непротиворечащими Конституции, так как по ним умерщвление бездомных собак может осуществляться, «если животное без владельца совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность, либо является носителем возбудителя опасной болезни или болеет ею, а также в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного».
В других же случаях эвтаназия может быть обусловлена только сложившейся в регионе экстраординарной ситуацией и необходимостью обеспечения безопасности граждан, заявили в Конституционном суде.
КС обратил вниманием, что основанием для умерщвления животных не могут стать загруженность приютов или оптимизация бюджетных расходов, поскольку это не соответствует «гуманистическим началам» в обращении с животными.