«Не приму симку от таджика». Ужесточение миграционной политики - что об этом думают чиновники, предприниматели и простые жители Саратова

Оценить
«Не приму симку от таджика». Ужесточение миграционной политики - что об этом думают чиновники, предприниматели и простые жители Саратова
Иллюстрация нейросеть Kandinsky 3.0
С 1 мая в Саратовской области мигрантам запрещено работать в кафе, такси и общественном транспорте. Запрет, установленный губернатором Романом Бусаргиным, действует до 31 декабря 2024 года.

Ранее подобные ограничения были введены на Камчатке, в Новосибирской, Курганской, Челябинской, Самарской и других областях.

За полтора месяца, прошедших с момента выхода постановления, саратовские работодатели, похоже, не вполне разобрались, как его исполнять. Нужно ли увольнять уже работающих в запретных сферах экономики иностранцев или документ касается только приема новых сотрудников? Указывать ли ограничения в объявлениях о вакансии и не будет ли это считаться дискриминацией по национальному признаку?

В губернаторском постановлении говорится только о мигрантах, имеющих трудовой патент. Это документ, который дает иностранным гражданам из стран с безвизовым режимом въезда право трудоустройства на территории одного из российских регионов. Работодателю при этом не требуется получать разрешение на привлечение такого сотрудника. В патенте указывается профессия, по которой планирует работать мигрант. Значит ли это, что граждане стран Таможенного союза (Киргизии, Казахстана, Армении, Беларуси), которым патент не нужен, могут работать по-прежнему? Насколько просчитаны экономические последствия запрета – от дефицита кадров до роста теневой занятости?

Судя по словам опрошенных «Свободными» представителей предпринимательского сообщества, на эти вопросы пока нет ответов.

Чужие здесь не ходят

Ограничения на работу мигрантов вводятся в российских регионах в течение нескольких лет. В 2019 году власти Якутии запретили иностранцам с патентами работать в 33 сферах экономики – на производстве продуктов, в общественном транспорте, такси, в образовательных и медицинских учреждениях и т.д. В 2021 году подобные меры приняли в Калининграде. Здесь под запрет попали пекарни, фабрики детского питания, детские сады и т.д. В 2022-м ограничения ввели в Ханты-Мансийском автономном округе и в Тюмени. С 2023-го начали действовать запреты в Челябинской и Курганской областях. Чаще всего ограничительные меры касаются пассажирских перевозок, торговли алкоголем и табаком.

Как поясняло Министерство труда РФ, по закону главы регионов имеют право устанавливать запрет на трудоустройство иностранцев в отдельных сферах с учетом местных особенностей рынка труда. Сведений о том, как принятые несколько лет назад ограничения повлияли на состояние преступности и экономику в регионах, обнаружить не удалось.

После мартовского теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле», в совершении которого обвиняются приезжие из Таджикистана, ограничения на работу мигрантов ввели Камчатский край, Новосибирская, Воронежская область, Крым и другие регионы. Перечень запретных отраслей значительно расширился. Например, в Крыму в него включены добыча полезных ископаемых, рыболовство, растениеводство и животноводство, обработка древесины, издательская деятельность, работа в учреждениях культуры и даже съемки в кинофильмах.

В документах, изданных властями регионов, прямо прописано, что иностранцев нужно уволить. На это компаниям дается два-три месяца. 

«Молодые россияне хотят пить кофе по утрам, а не вкалывать»

Саратовское постановление вышло в конце апреля и вступило в действие с 1 мая. Как поясняет министерство труда и социальной защиты, запрет распространяется на все виды общественного транспорта, такси и учреждения общепита – от шашлычной до ресторанов национальной кухни. Под ограничения попадают и службы доставки продуктов.

Представители саратовского общепита, которым «Свободные» предложили высказаться на тему новых ограничений, воздержались от комментариев.

В торгово-промышленной палате поддержали решение областных властей. «Молодец, губернатор! Он вовремя принял меры, чтобы у нас не повторилась петербургская катастрофа, когда в реку упал автобус с мигрантом за рулем (в действительности 44-летний водитель Рахматшох Курбонов, уроженец Таджикистана, имеет российское гражданство; по версии следствия, причиной аварии стало то, что водитель работал без отдыха по 12 часов). Да и вообще мигранты хамски себя ведут. Так что я двумя руками за», – сказал «Свободным» председатель транспортного комитета ТПП Юрий Хиляк. Юрий Алексеевич отметил, что занимается грузовыми перевозками, поэтому не может оценить, как ограничения скажутся на работе пассажирского транспорта в Саратове.

В областном отделении «ОПОРы России» также воздержались от комментариев, пообещав организовать круглый стол по проблемам реализации антимигрантского постановления.

Как рассказал «Свободным» генеральный директор АО «Межгородтранс» Михаил Любарский, на предприятии работает немало уроженцев Узбекистана и Таджикистана, но все они имеют вид на жительство или гражданство РФ. «С патентом у нас был только один человек. Сейчас он занимается оформлением вида на жительство», – пояснил Михаил Сергеевич.

«Мигранты помогают не только региональной, но и российской экономике. Рабочая сила крайне нужна. Без мигрантов будут проблемы», – считает собеседник.

По словам Любарского, «водитель автобуса должен быть стрессоустойчивым и очень работоспособным». «Встать в 4.00 утра, к 5.00 добраться в автопарк, подготовить автобус к выходу на линию, управлять транспортом таких габаритов в сложных городских условиях и общаться с людьми – не каждый это сможет и захочет делать. Рабочий день у нас ненормированный. А местная молодежь сегодня не готова жертвовать личным временем. По утрам им хочется кофе попить, – отмечает Любарский. – Я давно говорю о том, что надо активнее популяризовать рабочие специальности. Не нужно сегодня столько людей столько людей с высшим образованием! Лучше быть хорошим водителем, слесарем, механиком, чем плохим начальником».

Кроме того, по словам собеседника, отрасль не может конкурировать по зарплатам с контрактной армией и оборонными заводами, где так же требуются водители и ремонтники. 

Люблю бывать в Саратове? Не очень

Саратовская область никогда не считалась регионом, привлекательным для трудовых мигрантов. По подсчетам консалтинговой сети FinExpertiza на 2022 год, около 40 процентов гастарбайтеров, въезжающих в Россию, оседают в Москве и Подмосковье. Немалая доля приезжих устраивается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае, Иркутской и Свердловской областях. Саратовской области достается всего 0,4 процента иностранных рабочих.

В 2021 году в Саратовской области приезжие купили больше 4,8 тысячи патентов, принеся в региональную казну 115 миллионов рублей. В 2022-м в регионе работали 6,1 тысячи человек из стран бывшего СНГ. Больше 70 процентов из них приехали из Узбекистана, около 23 процентов – из Таджикистана. В 2023-м мигранты приобрели 6,3 тысячи патентов на 248 миллионов рублей.

В 2024-м патент подорожал с 6,7 тысячи рублей до 7 тысяч. По подсчетам областного министерства труда и соцзащиты, 38 процентов патентов приходится на отрасль строительства, 17 процентов – на сельское хозяйство. Чаще всего иностранцы хотят работать подсобными и дорожными рабочими, грузчиками, овощеводами, а также поварами.

По прогнозам ведомства, сделанным до введения антимигрантских запретов, в нынешнем году в Саратов приедет столько же гастарбайтеров, сколько и в прошлом. С января приезжим выдано 2,8 тысячи патентов. Всего, по подсчетам регионального ГУ МВД, на сегодня действительны 4,8 тысячи патентов.

Как поясняют эксперты Поволжского института управления РАНХиГС, иностранные рабочие очень редко ищут вакансии через службу занятости. «Самый распространенный источник, это когда родственники, знакомые, односельчане, одноклассники приехали в Россию трудоустроились и позвали других присоединяться. Второй источник, особенно это касается приезжающих из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, это диаспоры. Они имеют центры правовой помощи, которые поддерживают прибывающих. У нас в Саратове тоже работают такие центры», – пояснила ИА «СарБК» заведующая кафедрой управления персоналом Наталья Моисеенко. 

На радость военкому

Преступлений, совершенных мигрантами, в прошлом году стало меньше на 47 процентов. По подсчетам региональной прокуратуры, не граждане совершили 319 преступлений (всего по области было совершено 29,3 тысячи преступлений). К уголовной ответственности привлекли 238 человек. 145 из них находились в стране незаконно. 88 считались трудовыми мигрантами.

Отметим, что россияне совершили 755 преступлений в миграционной сферепо статьям 322.1 - 322.3 УК (организация незаконной миграции, фиктивная прописка или постановка на учет).

В целом по стране на долю мигрантов приходится 2 процента преступлений. Как отмечает директор Института демографических исследований РАН Марина Храмова, 85 процентов из общего числа подобных преступлений совершают мужчины-мигранты в отношении таких же мигрантов. «То есть преступления не выходят за пределы мигрантских сообществ и чаще всего носят бытовой характер, где-то на религиозной почве или, например, просто драка на рынке», – уточнила Храмова.

С осени 2023 года саратовские правоохранительные органы регулярно рапортуют о своих успехах в борьбе с нелегалами. В октябре Ершовский районный суд за десять дней рассмотрел 125 административных дел о нарушении режима пребывания в РФ и постановил выдворить виновных за пределы страны. В ноябре Саратовский районный суд отчитался о выдворении 75 иностранцев.Сотрудники МВД, СК, ФСБ, прокуратуры чуть не каждые две недели устраивают рейды на стройплощадках, рынках, в гостиницах, барах и даже букмекерских конторах. Гастарбайтеров, которые пытались спрятаться от блюстителей порядка, выслеживали, в том числе, с помощью квадрокоптера.

Главным бенефициаром проверок оказался военкомат. По подсчетам военно-следственного отдела, с начала года на воинский учет поставили больше 90 бывших мигрантов, которые недавно получили гражданство РФ, но не дошли до военкомата. 80 человекуже отправились к местам прохождения службы, при этом часть из них подписала контракты. 

«Гнать их взашей»

«Мы живем в районе драмтеатра. Те, кто торгует на рынке «Локомотив», заселили весь район. Снимают квартиры и покупают. Наши соседи, к сожалению, собственники», – вздыхает жительница Саратова Яна.

В 2000-х она работала в поликлинике. «В день, когда прибывал поезд из Душанбе, медиков обязывали ехать на вокзал, чтобы осматривать пассажиров. Хирургические сестры должны были искать у них наркотики в прямой кишке. Если что-то нащупывали, давали слабительное и сажали их на ведро», – вспоминает Яна. По ее словам, медикам за это не платили. Они выполняли эти обязанности после своего рабочего дня.

Два года назад 4-комнатную квартиру в доме собеседницы купила уроженка Таджикистана, торгующая на «Локомотиве» бельем. Семья оказалась не очень большой – мать, двое детей и бабушка. Когда новые соседи приехали, Яна со своей пожилой мамой пришли к ним познакомиться. «Мы сказали: мы – врачи, если что, обращайтесь. Скоро бабке понадобилось делать уколы. Моя мама ходила к ним десять дней. Маме 80 лет, ей было непросто. Но они даже спасибо не сказали! Мама удивилась. Она думала, что хозяйка ей хоть лифчик предложит».

Яну возмущает, что новые соседи не здороваются и не моют пол в общем коридоре. «Готовить начнут – это просто кошмар! По сравнению с этим, даже запах от шашлыков в кавказской забегаловке у дома кажется приятным ароматом», – рассказывает саратовчанка.

По ее словам, «шум от детей соседей минимальный», но зато сама мать семейства ведет себя очень громко. «Она постоянно орет – на детей, на бабку, на кого-то по телефону. Их кухня находится через стенку от моей спальни, и я вынуждена слушать эти крики до часу ночи. Я просила вести себя потише хотя бы после 23.00, ведь мне в 6.00 нужно вставать на работу. В ответ она заявляет: «Это мой квартыр, я купил квартыр». Однажды она даже подошла к моей маме и пообещала устроить войну», – говорит Яна.

Опорный пункт полиции находится во дворе дома. Собеседница несколько раз собиралась с духом и шла туда, чтобы пожаловаться участковому. Но дверь пункта всегда оказывалась на замке.

«Прошлым летом я впервые в жизни решила исповедаться. Пошла в храм, спросила, как это делается. Женщина в свечной лавке сказала, что нужно всех простить. Я ответила, что не могу справиться с обидой на соседей. Тогда она рассказала мне, что есть такая «Русская община». Я решила: нас правительство не может защитить, значит, придется искать помощь в другом месте. Написала им в телеграмм-канал. Парни тут же начали писать: мы подъедем, давайте адрес! Но адрес я давать не стала. Думаю: они поорут и разъедутся, а эти нам потом дверь подожгут, их же здесь толпы».

Яна рассказывает, что всё свободное время смотрит телевизор. «В каждом выпуске новостей на НТВ и РенТВ рассказывают, как таджики кого-то убили. Не будут же по телевизору врать? Гнать их надо взашей».

Подобное отношение к мигрантам разделяют не только телезрительницы старшего возраста.

«Я работаю специалистом колл-центра, продаю мобильную связь, – рассказывает Мария. – Одна из клиенток пишет мне: «Не приму симку от таджика, смените доставщика». Я ответила, что система автоматически назначает курьера, повлиять на это нельзя. Клиентка нецензурно обругала меня и заявила: «Сама с таджиками общайся». Больше всего я удивилась, когда увидела, что моей собеседнице – 16 лет».

«Живем тихо и ни во что не вмешиваемся»

Стоит отметить, что обилие информационных сообщений о межнациональных конфликтах во многом вызвано «эффектом плохих новостей» – политики и силовики на этом умело спекулируют. О мирном сосуществовании представителей разных этносов зачастую нечего сказать. «Ну что можно рассказать о продавце сухофруктов по имени Сухроб? Он очень доброжелательный человек и продает хороший товар. Я называю его «дед», и он меня так же», – смеется саратовец Дмитрий Борисович.

Сухроб говорит, что приехал в Саратов из Таджикистана 45 лет назад. Арендует несколько квадратных метров в холле сетевого магазина. Знает почти всех в микрорайоне. Никогда не конфликтует с покупателями. Недовольных среди клиентов, по наблюдениям Дмитрия Борисовича, и не бывает. Особенно любят Сухроба пенсионерки – он всегда улыбается, расспрашивает о здоровье, умеет выслушать. Для саратовчанок, не избалованных отечественной сферой услуг, это важно.

Постоянным покупателям Сухроб с гордостью показывает фотографии внуков – их уже четырнадцать. Некоторые – блондины. Сухроб говорит, что не препятствовал детям, пожелавшим вступить в брак с русскими. Его старшая внучка учится в саратовском университете.

Общаться с корреспондентом Сухроб отказался наотрез. Внимание прессы его пугает. «Мы тихо живем, – объяснил он, – и ни во что не вмешиваемся».