Решительный, несамостоятельный. Роман Бусаргин на фоне усиления губернаторского корпуса в России

Оценить
Решительный, несамостоятельный. Роман Бусаргин на фоне усиления губернаторского корпуса в России
Фото t.me/pool_64
Завершено формирование федерального правительства. Не будем сейчас заниматься копеечной конспирологией, и гадать, кто чей клан представляет. Обратим внимание на очевидное. Пять губернаторов переведены на федеральный уровень. Четверо из них стали министрами.

Антон Алиханов из Калининграда — министром промышленности, Сергей Цивилев, сложив обязанности кемеровского главы, стал министром энергетики, Роман Старовойт из Курска — министром транспорта, Михаил Дегтярев из Хабаровска возглавил минспорт. Наконец Алексей Дюмин, которому прочили многие должности, назначен советником президента с большими перспективами роста. Шутка, что Тула — самый далекий от Москвы город (всего двести километров, а не доедешь), потеряла смысл.

Еще одним признаком укрепления позиций губернаторского корпуса в целом стало отсутствие коррупционных дел в отношении глав регионов. В последнее время задержание различных чиновников происходят достаточно часто. Но невысокого ранга: региональные министры, зампреды, какие-то деятели местных заксобраний. Это признак политического ресурса и иммунитета губернаторов.

Последние крупные губернаторские дела были в конце прошлого десятилетия. Сначала в 2018 году получил восемь лет лишения свободы губернатор Кировский области Никита Белых. Следом к одиннадцати годам был приговорен глава Коми Вячеслав Гейзер.

После февраля 2022 года и, особенно, после частичной мобилизации осенью того же года губернаторы получили, действительно, много полномочий. В том числе полномочий по решению непростых ситуаций.

«Его (губернаторского корпуса — прим. Автора) положение остается непростым, поскольку именно властям на местах делегированы непопулярные решения и борьба с разными напастями вроде природных пожаров и наводнений. Именно главы регионов принимают на себя не только народный гнев, но в дополнение к этому еще и критику от Кремля за нерасторопность, которая частенько бывает публичной», — пишет обозреватель «Коммерсантъ-FM» Дмитрий Дризе.

В таких случаях, как правило, приводят пример оренбургского губернатора Дениса Паслера, которому весной приходилось принимать на себя гнев жителей области, оказавшихся в зоне наводнения и получивших минимальное возмещение ущерба.

И еще одна характерная деталь: в начале своего первого срока премьер-министр Михаил Мишустин, посещая регионы, стремился побывать на проблемных объектах — разваливающихся больницах и так далее. Надо полагать, с дальнейшим разносом местных начальников. Сейчас же премьер посещает в основном «выставки региональных достижений». И всем хорошо.

В общем, с одной стороны губернаторы получили некий иммунитет, перспективы карьерного роста. С другой стороны, рост их обязанностей не подкреплен ни дополнительным финансированием, ни дополнительными полномочиями.

Посмотрим, как в таких обстоятельствах действует саратовский губернатор Роман Бусаргин.

Но прежде приведем одно философское понятие — субъектность. Одно из определений субъектности — способность человека управлять своими действиями, реально и практически преобразовывать свою деятельность, планировать способы действий, реализовывать программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Если же проще — самостоятельность.

Посмотрим с этой точки зрения на последние решения Романа Бусаргина. Тем более что телеграм-канал главы региона дает едва ли не ежедневный отчет о его деятельности. Да, там много формальных или обязательных мероприятий, но есть и моменты, выходящие за пределы повседневной рутины.

Вот пример: «Принял решение направить официальное обращение в правоохранительные органы по поводу мотоциклов на Кумысной поляне.Территория парка — не место гонок и шумных развлечений, однако от горожан поступает много жалоб на этот вид транспорта. Зачастую, чтобы избежать ответственности, водители даже снимают номерные знаки. Более того, вблизи существуют пункты проката мотоциклов. Считаю, что подобную практику необходимо пресекать».

Конечно, мотоциклисты возмутились, стали жаловаться и рассказывать, что от езды по лесным тропинкам лесу — одна польза, да и остальным людям нравится. Но что делать, это особенность Саратова: если кому-то делают хорошо, то кому-то обязательно становится плохо. Примеров — множество. Но ясно, что решение губернатор принял самостоятельно, возможно, ни с кем не советуясь.

А вот другое решение, принятое губернатором не так давно, вызывает сомнения в его, Бусаргина, самостоятельности. Опять цитата из телеграм-канала: «С подрядчиком на трамвайном маршруте № 9 заключено мировое соглашение. Это значит, что работы на объекте возобновятся в ближайшее время.

Первоочередная задача правительства — обеспечить реализацию проекта в максимально возможные короткие сроки. Компания уже проделала большой объем работы, закупила необходимые оборудование и материалы. С учетом урегулирования всех спорных моментов ее возвращение на объект — самый оптимальный вариант, который в первую очередь отвечает интересам жителей. Поиск нового подрядчика привел бы к еще большему затягиванию сроков.

Не сомневаюсь, что подрядчик в полной мере осознает свою ответственность перед жителями Саратова и сделает все, чтобы завершить работы с соблюдением всех требований по качеству. Аналогичная позиция требуется и от заказчика в лице ООО «СГЭТ».

Пост собрал больше сотни комментариев, в них — гнев, сарказм, недоумение, не будем их здесь приводить, чтобы не сыпать лишний раз соль на раны. Напоминают Роману Бусаргину и его слова, сказанные (написанные все там же) 13 января этого года. «Многих жителей Саратова справедливо беспокоит судьба проекта по строительству линии скоростного трамвая. Очевидно, что тот объем работ, который подрядчик обещал выполнить до января текущего года, фактически не исполнен. Говорю об этом честно и открыто. По этой причине уже было принято кадровое решение в отношении зампреда правительства области Павла Мигачева, который отвечал за реализацию проекта.

Сейчас нами принято еще одно серьезное решение — расторгнуть договор с подрядной организацией по маршруту № 9. Это, безусловно, скажется на сроках, но это не говорит о том, что проект будет брошен и не реализован. Жертвовать качеством и безопасностью транспорта в угоду времени — не тот путь, по которому мы пойдем.

Будет определяться новый подрядчик, который завершит работы. С учетом всех процедур, предусмотренных законодательством, перед министерством транспорта и дорожного хозяйства и концессионером поставлена задача завершить объект в сентябре текущего года».

Это не тот путь, по которому мы пойдем, — сказал глава региона в январе. А в мае опять вступил на него. Для тех, кто хотя бы немного разбирается в хитросплетениях саратовской политики, здесь нет никакого секрета. Поступок не самостоятелен. Губернатора принудили восстановить отношения с подрядчиком — фирмой «Фракджет-Строй». По той простой причине, что за подрядчиком просматривается фигура госдепа Андрея Воробьева, а за ним — самого Николая Панкова.

21 мая работы возобновились. На путях трамвайного маршрута № 9 монтируют систему водоотведения. Планируют завершить все работы в декабре. Хватит ли времени — большой вопрос. Но под недостроенными пока трамвайными путями заложена еще одна мина. На это обратил внимание известный саратовский телеграм-канал. В мировом соглашении между заказчиком — СГЭТ, и подрядчиком есть пункт, согласно которому соглашение может быть расторгнуто в случае банкротства компании.

Согласно открытым данным, к «Фракджет-Строю» предъявлено 22 арбитражных иска по неисполненным обязательствам, почти на четверть миллиарда рублей. Любая организация, подавшая иск, не дождавшись возврата денег, может подать на банкротство компании.

Интересно, что тогда будет говорить или писать Роман Бусаргин?

Пока же губернатор как бы даже кается: «Следует признать, что здесь был допущен целый ряд ошибок, из-за которых сроки значительно увеличились. Это и серьезные недочеты в проектной документации, и позиция заказчика в лице ООО «СГЭТ», и безответственность должностных лиц, курировавших реализацию проекта». Заметили — о подрядчике — ни слова.

Завершение работ, согласно мировому соглашению, назначено на 1 декабря этого года. Подрядчик это подтверждает, а также планирует осуществить пробный пуск до конца сентября. Запомним эти даты.