«Искусство должно ошибаться». В саратовском театре драмы выходит премьера спектакля «Идиот» с отсылками к Дэвиду Линчу и Андрею Тарковскому

Оценить
«Искусство должно ошибаться». В саратовском театре драмы выходит премьера спектакля «Идиот» с отсылками к Дэвиду Линчу и Андрею Тарковскому
Фото Вероника Бобкова

Сегодня, 18 мая, в саратовском академическом театре драмы имени Слонова проходит премьера спектакля «Идиот», сценической версии произведения Федора Достоевского приглашенного режиссера Ивана Комарова. Постановка переносит князя Мышкина и Настасью Филипповну в 1999 год, герои ждут конца света с наступлением 2000-го. 

«Не много театров в России, которые могут повторить то, что мы делаем», — сказал перед предпремьерным показом режиссер.

Сложные декорации движутся и «пересобираются» на сцене в течение всей четырехчасовой постановки (с антрактом). Кроме того, на сцене все время находятся три камеры, которые транслируют на двух экранах крупные планы артистов, движение их рук или элементы декораций, которые зритель видит не сразу.

В «Идиоте» зрителя ждут отсылки к предыдущей громкой работе Комарова «Анна Каренина». Подлинная история, рассказанная Фру-Фру», премьера которой весной 2023 года разделила публику на тех, кого современная постановка и микс классики и арт-хауса привели в восторг и заставили аплодировать стоя, и тех, кто уходил из зала уже во время антракта.

Более того, герои в «Идиоте» также введут дискуссию по поводу того, как нужно ставить в театре классические произведения: сохраняя глубину страданий и стремясь к аутентичности или разбавляя знакомый всем сюжет авторским виденьем, аналогиями, юмором и гротеском, осовременивая его, но оставляя суть. Один из героев во время споров задается вопросом, писал бы Александр Пушкин рэп, если бы жил в наше время? Другая героиня говорит, что современный человек сторонится классики, так как в ней слишком много страданий.

«Русская классика не хочет, чтобы я улыбалась», — отмечает она.

«Искусство должно учить и развиваться. И ошибаться», — также произносит один из героев.

В «Идиоте» можно также найти бесчисленное количество отсылок к культуре 90-х — начала 2000-х: это и упоминание культового американского сериала Дэвида Линча «Твин Пикс», фильмов «Криминальное чтиво», «Молчание ягнят», российского сериала «Бандитский Петербург», рок-музыканта Курта Кобейна и режиссера Андрея Тарковского. Музыкальное оформление спектакля также складывается из зарубежных хитов и российской поп-музыки, звучащей в нулевых в караоке, а также песен детства и юности героев.

Из «саратовских реалий» в декорации помещают трамвай «девятку», мост через Волгу и сам драмтеатр.

В «Идиоте» сохранилась большая часть актерского состава «Анны Карениной». Мышкина играет Александр Островной, роль Настасьи Филипповны исполняет Зоя Юдина, Парфена Рогожина — Дмитрий Кривоносов, Лизаветы Епанчиной — Татьяна Родионова, Гани Иволгина и Аделаиды Епанчиной — Максим и Екатерина Локтиновы.

В этом сезоне «Идиота» покажут дважды — сегодня, 18 мая, и завтра. Начало в 17 часов. Билетов в партер на завтрашний показ почти не осталось.